Голоса нельзя купить, но за них можно побороться

В Беларуси продолжается подготовка к выборам депутатов местных Советов. Какие этапы уже пройдены? Насколько активно заявили о себе партии? Сколько средств выделяется каждому кандидату? На эти и другие вопросы отвечает секретарь Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Николай ЛОЗОВИК.

— Николай Иванович, на этой неделе завершена регистрация инициативных групп. Теперь им до 4 декабря дано время на сбор подписей. Легко ли стать кандидатом в депутаты?
— Чтобы получить право бороться за место в сельсовете, необходимо  20 подписей, для Советов районного и городского уровней уже надо собрать 75 подписей, а для облсовета — 150.  Инициативная группа по закону должна состоять из 3—10 человек. Вот и считайте: реальная перед ней задача или нет? Кстати, на президентских выборах нижняя планка — 100 тысяч подписей, а на парламентских — 1 тысяча.
— Какие наиболее типичные ошибки на этом этапе допускаются?
— По предыдущему опыту  могу сказать, что, к сожалению, нарушения носят, как правило, сознательный характер: в списки включаются фамилии несуществующих граждан или берется и переписывается телефонный каталог, больничная картотека. Но сейчас, думаю, к подобным махинациям вряд ли кто-то будет прибегать. Ведь итог всегда один: в лучшем случае поддельные подписи аннулируются, а в худшем — выдвиженец, говоря спортивным языком, не допускается к старту. Так что рекомендация здесь одна: любую работу следует делать добросовестно. Надо переговорить с каждым гражданином, чья фамилия вносится в подписной лист, и каждый должен собственноручно расписаться и поставить дату.
— Насколько активно партии включились в избирательный марафон?
— От всех граждан, желающих выдвинуться в кандидаты путем сбора подписей, подано три заявления на два округа, то есть пока конкурс полтора кандидата на одно место. Меня это, безусловно, удивляет. Ведь сбор подписей — это возможность своеобразного мониторинга электоральных настроений. Правда, в Минске ситуация обстоит несколько иначе. Здесь подано на округ в среднем 5—6 заявлений для регистрации инициативных групп. Борьба будет серьезная. На уровне же сельсоветов и районов заявок от партий практически не поступало.
— Какие документы надо представить, чтобы стать участником состязания за депутатский мандат?
— В законодательстве все подробно расписано. При выдвижении от трудового коллектива нужен, к примеру, протокол собрания или конференции. Если кто-то идет от политической партии, требуется протокол руководящего органа соответствующей территориальной организации. Есть четкий перечень документов, необходимых и при выдвижении путем сбора подписей. Помимо этого нужны автобиография, декларация о доходах и имуществе, заявление о желании баллотироваться и так далее. Важным является новое требование: все документы должны подаваться одним пакетом.
— Допустима ли уже сейчас агитация?
— Нет. Печатные агитматериалы раздавать запрещено.
— Количество депутатских мест уменьшилось или возросло?
— В 1999 было избрано немногим более 24 тысяч депутатов, в 2003 — свыше 23 тысяч, а в нынешнем году должно быть выбрано 22 тысячи 659.
— Почему происходит уменьшение?
— В Беларуси постоянно идет административно-территориальная реформа. Укрупняются мелкие сельсоветы, объединяются районные и городские... Если раньше у нас было 1440 сельских Советов, то сейчас — 1363. На 11 сократилось количество поселковых Советов.
— А сколько народных избранников в Советах разных уровней?
— Законодательство Беларуси предполагает, что депутаты действующего созыва определяют численный состав будущего созыва. В поселковом и сельском Совете может быть от 11 до 15 народных избранников, в горсовете районного подчинения — от 15 до 25, а областного подчинения — от 25 до 40, столько же и в райсовете. В Минском горсовете и облсоветах — от 40 до 60. В основном все, конечно, устанавливают численность по верхнему пределу. Однако Мингорсовет остановился на  55.
— Могут ли граждане России участвовать в предстоящих местных выборах?
— Да. И баллотироваться, и голосовать, но только если проживают постоянно в Беларуси и имеют у нас вид на жительство. Кстати, такое же право закреплено и в российском законодательстве для наших граждан. Это связано со строительством Союзного государства. Однако между нашими правовыми системами есть существенные отличия. В Беларуси все избирательные процедуры регламентируются одним законом, в России на федеральном уровне прописаны лишь общие положения. А частности, конкретика определяется непосредственно субъектами федерации. Поэтому и в разных регионах могут быть разные правила.
— Как уже сообщалось, в Беларуси создан внебюджетный фонд для перечисления общественными объединениями, организациями и гражданами дополнительных средств на проведение избирательной кампании.
— Прежде всего необходимо заметить, что деньги, перечисленные в этот фонд, не имеют адресной направленности, а делятся по закону между всеми кандидатами равномерно. Этот принцип заложен для того, чтобы создать для всех равные условия. Иначе может начаться состязание “денежных мешков”. Кстати, во многих странах уже вводят ограничения на размер спонсорских средств. Что же касается Беларуси, то недавние изменения, внесенные в наш избирательный кодекс, вводят жесткие санкции за использование иностранной материальной помощи. Если такие факты будут выявлены, претендент выбывает из избирательной гонки.
— Так нужен ли внебюджетный фонд?
— Во время проведения общереспубликанского референдума, когда нет личностной конкуренции, он может реально работать и снизить нагрузку на бюджет.
— Какие суммы будут выделены кандидатам?
— Восемь базовых величин для тех, кто идет в облсовет и Мингорсовет. На городском и районном уровне эта сумма будет в два раза меньше, для сельских и поселковых Советов — одна базовая величина. Однако должен сказать, что и эти деньги выбираются не полностью. Если в сельсовете десяток деревень и выдвигается местный житель, то зачем ему листовка? Его и так все знают.
— Что нужно, чтобы стать депутатом?
— Желание работать и уважение избирателей.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter