Минск
+5 oC
USD: 2.12
EUR: 2.35

Голос совести никогда не выступает в хоре

У председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Геннадия НОВИЦКОГО большой опыт практической работы в органах исполнительной власти.
У председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Геннадия НОВИЦКОГО большой опыт практической работы в органах исполнительной власти. Около двух лет он руководил Правительством. Среди всего прочего - приходилось заниматься и разработкой законопроектов. Теперь - утверждением. А вообще Геннадий Новицкий слывет человеком принципиальным, совестливым, имеющим свою точку зрения.

- Геннадий Васильевич, раньше вы как Премьер-министр организовывали исполнение законов, сегодня как законодатель их, так сказать, диктуете. На что прежде всего обратили внимание, поменяв вектор деятельности?

- Возглавляя Правительство, основательно изучил состояние дел в отраслях народнохозяйственного комплекса страны, ее регионах. Приходилось убеждаться на практике, как работают законы. Сейчас в Совете Республики отчетливее видно, какие сферы деятельности нуждаются в правовом совершенствовании. На мой взгляд, требуют более четкого регулирования налоговая и финансово-кредитная системы, агропромышленный комплекс и предпринимательство, инвестиционная политика.

Но в целом главным приоритетом считаю качественную подготовку законопроектов. Улучшить ее можно при условии более тесного сотрудничества с разработчиками нормативных правовых актов: Правительством, Национальным центром законопроектной деятельности. И в первую очередь необходимо четкое взаимодействие палат Парламента. В последнее время наша совместная деятельность приобретает системный характер. Члены Совета Республики присутствуют на заседаниях постоянных комиссий Палаты представителей. Они входят в состав групп по разработке проектов законов, по подготовке их ко второму чтению. Это помогает согласовывать различные точки зрения, разрешать возникающие вопросы еще в начале работы над законопроектами.

- При анализе повестки дня парламентских сессий можно отметить некоторую "вторичность" их работы - рассматривается большое количество законопроектов о внесении дополнений и изменений в уже действующие законы.

- Это нормальный процесс. Ведь суть законотворчества - в постоянном совершенствовании правовых норм. Совет Республики за время своей работы одобрил почти 800 законопроектов, в том числе 22 кодекса. Конечно, сразу все предусмотреть было сложно. Динамика социально-экономического развития и общественной жизни страны вынуждает нас вносить изменения в принятые законы.

- Какие направления работы Парламента вы назвали бы главными сейчас? На чем необходимо сконцентрировать внимание сегодня?

- От Парламента, как и всех ветвей государственной власти, люди ждут взвешенных и своевременных решений, направленных на стабилизацию экономики, обеспечение надежной социальной защиты. Следовательно, необходимо совершенствовать правовые основы для проведения качественных преобразований в социальной и экономической сферах. Сегодня треть одобряемых Советом Республики законопроектов направлена на эти цели. В нашей повестке - проекты законов о внесении изменений и дополнений в Жилищный и Трудовой кодексы, в закон о занятости населения, правовые акты по социальной защите, пенсионной системе. В ближайшее время рассмотрим изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс. Это позволит не только привлечь инвесторов, но и обеспечить гарантии защиты их капиталовложений. На планы присоединения к Всемирной торговой организации смотрим через призму интересов национальной экономики, ее отраслей и даже отдельных предприятий.

- Совет Республики - это своеобразный фильтр на пути некачественных законопроектов. Насколько часто приходится проявлять принципиальность?

- Действительно, верхняя палата выступает, образно говоря, в роли коллективного эксперта законопроектов, принимаемых Палатой представителей. Они проверяются на соответствие Конституции, международно-правовым актам и действующему законодательству. Компромиссы исключены.

Первый созыв палаты за время своей работы отклонил 33 законопроекта, во втором не получили одобрения 11. Однако это свидетельствует не о снижении требовательности к представляемым на наше рассмотрение документам, а о более качественной их подготовке, слаженной работе палат Парламента.

- В своем первом выступлении в Совете Республики вы говорили о необходимости усиления контроля за исполнением действующего законодательства, о создании четкой системы правового мониторинга. Есть ли успехи в этом направлении?

- Об успехах говорить рано. Систему еще необходимо создать. Сегодня усилить контроль за исполнением и применением законов без регулярного анализа, оценки и прогноза состояния правового поля просто нельзя. На этой основе, по моему убеждению, должна осуществляться и разработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательной базы. Мониторинг позволит нам структурировать правовой массив, выявлять недостатки применяемых законов. Он необходим еще на стадии разработки и обсуждения законопроекта. И здесь очень важно обеим палатам Парламента предусмотреть возможные последствия применения будущего закона.

- Ваш коллега - спикер Совета Федерации российского парламента Сергей Миронов в одном из интервью радиостанции "Эхо Москвы" сказал, что не видит "желания власти слушать, что говорит гражданское общество". В Совете Республики отлажена обратная связь?

- Мы стремимся совершенствовать взаимоотношения с Советами депутатов всех уровней. В палате уже сложилась нормальная система работы с регионами. Члены Совета Республики активно участвуют в работе сессий местных Советов, областных, городских и районных исполнительных комитетов. Это дает возможность не только ближе знакомиться с проблемами регионов, но и влиять на их решение. В секретариате палаты образовано управление по взаимодействию с органами местного самоуправления. Новая структура улучшит обратную связь, обеспечит разностороннее взаимодействие с Советами, иными органами общественного самоуправления. Для более детального изучения и анализа их работы решено проводить ежеквартальные тематические семинары в областях и районах. Первый состоится в Брестской области. Его участники ознакомятся с деятельностью так называемого "института старост". В Витебском и Сенненском райсоветах изучим вопросы развития личных подсобных хозяйств, оказания услуг сельскому населению. В Гомельском областном Совете обсудим практику взаимодействия исполнительных и представительных органов.

Много полезной информации, касающейся развития института местного самоуправления и усиления его роли в социально-экономическом развитии регионов, дают регулярные встречи в Совете Республики с председателями сельских, поселковых, районных и городских Советов депутатов. Это, как говорят, наше "ноу-хау". В этом году мы провели уже четыре встречи. Услышали немало дельных предложений, и они обязательно будут учтены в работе над законодательными актами.

- У вас есть свой взгляд на реформу местного самоуправления?

- Безусловно. Местное самоуправление - это, образно говоря, фундамент государства. Именно местные органы власти, детально знающие региональную специфику, способны создать на своей территории эффективную инфраструктуру. Суть реформы как раз и состоит в повышении роли местных Советов. Им следует более тесно работать с исполнительными органами власти на местах. При этом не надо изобретать велосипед - следует идти от практики, от жизни. И делать это поэтапно, не нарушая уже сложившихся основ. Уверен, что необходимо повышать роль и ответственность местных властей в решении социально-экономических проблем населения. Привлекать к этому и органы территориального общественного самоуправления, предоставив им более широкие полномочия. Нужно сделать людей активными участниками процесса развития своих территорий.

- Геннадий Васильевич, вы являетесь заместителем председателя Парламентского собрания союза Беларуси и России. Как вы считаете, возможна ли в принципе унификация законодательства двух суверенных государств?

- Парламентскому собранию союза во многом уже удалось гармонизировать национальные законодательства. Совместно определены правовые меры в области тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности по созданию и развитию объединенной транспортной системы. Немало сделано и по уравниванию прав граждан наших стран. Изданный в прошлом году сборник документов "Нормативные правовые акты, регулирующие права граждан Республики Беларусь в Российской Федерации" составил уже целый том. Но, к сожалению, еще не всегда принятые решения и соглашения в полном объеме реализуются на практике.

Серьезной остается проблема перехода экономики наших стран на единую валюту. И конечно же, важнейший вопрос формирования Союзного государства - принятие Конституционного акта. По моему мнению, дальнейшая унификация законодательства Беларуси и России возможна и необходима. И наша страна делает в этом направлении все от нее зависящее.

- Спасибо за интервью.

- Читателям "Советской Белоруссии" всего самого наилучшего.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...