Голодные игры: как заработать на съемке в кино

«Короли размытого фона», амплуа «кушать подано!», «заслуженный артист третьего плана» — так шутят о себе актеры массовки. Ольга Еленская  принадлежит к последним  уже 5 лет и без утайки рассказывает о плюсах и минусах данного занятия.

Вот такая многолюдная массовка иногда должна присутствовать в кадре. Съемки фильма «Жила-была одна баба»
фото: Александр Рюмин/ТАСС

Мне нужен труп, я выбрал вас!

В 2013 году в возрасте 28 лет я осознала, что мне не хватает зарплаты на нормальную жизнь. Вбила в поисковике запрос «подработка в Москве в выходные». Первой или второй ссылкой стал форум массовки. Записалась в тот же день по размещенным на этом сайте объявлениям и в ближайшую субботу отправилась на площадку.

Попасть туда достаточно просто. Надо найти в интернете объявление о наборе актеров в массовку, групповку (она меньше массовки, состоит из 5-10 человек, которые отыгрывают эмоции и хорошо видны в кадре) или в эпизод сериала или кино (небольшие роли со словами вроде «Кушать подано!»). Отправить 4-5 своих фотографий, указав возраст, размер одежды и обуви, номер телефона, и ждать звонка. Если внешность привлекательная, яркая, звонят часто. 

В массовку сериалов обычно требуются посетители больниц и различных учреждений, гости ресторанов и клубов, спортивная молодежь в фитнес-залах, покупатели в магазине, пассажиры в аэропорту, школьники, студенты и офисные сотрудники. Бригадиры массовки определят, на какой типаж вы подходите, исходя из ваших физических данных и стиля. Например, я была медсестрой раз семь. С популяризацией спорта в России все чаще требуются болельщики на стадионах. И еще практически ни одна серия детектива (а в России их десятки) не обходится без «трупов». А за изображение мертвого тела довольно хорошо платят — от 3000 и выше, потому что актеры суеверны и мало кто соглашается «умирать» в кадре.

Павел Прилучный и Дарья Сагалова в сериале «Тайный город». Дублершей Дарьи и была автор статьи
фото: Пресс-служба  РЕН ТВ

Утром стулья — вечером деньги

Чаще всего съемочный день составляет 12 часов, например с 8 утра до 20:00. Бывает, что отпускают раньш­е, если повезет, могут снять и за пару часов. За день в массовке можно получить 800-1000 рублей, а когда с переработкой, то больше. Если сделают дублером актера или актрисы, дадут около 1500 рублей, за небольшие эпизоды со словами можно получить от 2000 и выше — как договоришься. 

В качестве подработки к основной занятости — неплохо, а в качестве единственного заработка — мало: съемок не так много. Максимум, что можно получить за месяц постоянной работы в массовке, — тысяч 20. Редко у кого набирается 30 000, и то если сниматься без выходных, подружиться с ассистентами режиссеров по актерам и регулярно появляться в эпизодах во всех их проектах.

С оплатой массовки в студии телепередач и ток-шоу дело обстоит хуже. Там могут продержать день, снимая несколько программ, а гонорар ты получаешь 500, 600 рублей. Молодых и симпатичных сажают в первый ряд, и тогда нужно следить за лицом, не зевать широко, сидеть ровно, прямо, держать спину весь день. Тяжело, кости ломит к вечеру, хоть работодатели и думают, что сидеть и хлопать — это просто. 

И еще один серьезный минус, из-за которого я не хожу на телешоу: на такие съемки часто записывают людей с перебором. То есть зрители едут на место встречи, тратят деньги на дорогу, но гарантий, что их возьмут на площадку, нет. Многие оказываются лишними и возвращаются домой несолоно хлебавши, затраты на общественный транспорт им не компенсируют.

Тем не менее один привлекательный момент в съемках в массовке, безусловно, есть. Это — быстрые деньги. Допустим, на основной работе вам задержали зарплату, и вы понимаете, что к пятнице остались с пустыми карманами. Записываетесь на съемки в выходные и получаете по итогу работы свои 2000 — и у вас есть на что купить продукты! Этот гонорар вам обязательно выплачивают в конце рабочего дня. Утром вы пришли в массовку, а вечером получили свои деньги. 

Съемки сериала «Вечный отпуск», о которых у актеров массовки сохранились только радужные воспоминания
Пресс-служба СТС

На экране крупным планом

Если снимаешься в кино и у тебя были крупные планы, есть шанс увидеть себя на экране. Однажды я попала в групповку в фильм, где изображала пере­водчицу иностранной делегации. Слов у меня не было — но в кульминационной сцене я отыгрывала лицом эмоции, когда главный герой кидал в меня стопку бумаг. В итоге мое лицо показали на весь экран, фамилию упомянули в титрах, а на профильных сайтах появилась персональная актерская страничка.

Как научиться изображать эмоции, если нет возможности посещать актерские курсы? Отличная школа — судебные телешоу. Они основаны на тяжбах из жизни, но снимают их, прибегая к помощи актеров массовых сцен. На таких шоу тебя учат играть профессиональные режиссеры — и вдобавок тебе же неплохо платят. На первых порах непрофессиональные актеры получают около 1800 рублей. А когда ты себя хорошо зарекомендуешь и тебе доверят важную роль, например свидетеля истца, гонорар составит 2500-3000 рублей. Но кроме умения органично держаться в кадре понадобится хорошая память: придется учить немаленький текст.

Жерар Депардье в сериале «Зайцев+1», а блондинка справа — автор статьи Ольга Еленская
фото: Пресс-служба ТНТ

Глотая воздух простуд и сквозняков

Самые страшные съемки — уличные. Опытные актеры массовки их старательно избегают. Зимой и в плохую погоду осенью и весной хождение туда-сюда на фоне главных героев становится испытанием. Дико холодно, особенно если фланировать приходится рядом с водоемом. При большой влажности ветер пронизывает до костей. А уж если изображать теплое лето прохладной осенью! При температуре 10 градусов и мощных порывах ветра приходится стоять в кадре в легком платье или футболке и делать вид, что тебе тепло, а посиневшие губы закрашивать ярко-красной помадой. 

После таких испытаний половина массовки может слечь с простудой. Как-то раз снимали рекламу на мосту в легких куртках под проливным дождем. Зуб на зуб не попадал, а дублей было около 70. Мы неистово молились, чтобы все поскорее закончилось, а получили за этот подвиг всего по 1000 рублей. У некоторых потом больше денег ушло на лекарства.

Массовку, особенно внушительную (человек 50-200), не кормят. Все, на что можно рассчитывать, — бюджетные сушки, печенье и чай с кофе. И то не всегда. Актерам и съемочной группе везет больше — их ждет обед из трех блюд. Но если на котлеты с гречкой вздумает посягнуть наглец из массовки, его, скорее всего, отгонит от стола злая буфетчица. Буфетчицы и «актеры десятого плана», настаивающие на том, что они тоже люди и хотят есть, конфликтуют часто. В редких случаях, когда в массовке — человек 15, могут дать суп. Но лишь при условии, что он останется после того, как поест вся съемочная группа, а ведь одних только осветителей и специалистов по технической части — около 20 человек.

Если съемки заканчиваются ночью, когда метро уже закрыто, на хорошо оплачиваемых проектах массовке еще выделяют рублей по 300 на такси. Тем, кому ехать на другой конец Москвы, этих денег не хватает. Они ищут попутчиков или остаются ждать открытия метро и спать, к примеру, в павильоне. 

И звезда с массовкой говорит…

Многие молодые участники массовки ходят на разные площадки ради фото и общения со знаменитостями. Иногда действительно получается весело. Некоторые артисты весьма общительные. Мне довелось сниматься с Жераром Депардье — в сериале «Зайцев+1» и фильме «Виктор». Оба раза он был мил, дружелюбен и даже сказал нам с другой девушкой из групповки: «Хей, секси, секси!»

Приятными были съемки в комедии «Легок на помине», работа заключалась в катании на лодочке в Строгино. В соседней лодке плыли Гарик Харламов и Кристина Асмус. Красивая природа, идеальная погода, вода, хорошая компания, романтика… Такие дни вспоминаешь не как работу, а как праздник.

На вялотекущих 12-часовых съемках сериала «Вечный отпуск» актерам массовых сцен — особенно симпатичным девушкам — не давали скучать обаятельные исполнители главных ролей Ян Цапник и Константин Крюков. Они шутили, свободно общались с ребятами и произвели на всех очень хорошее впечатление.

На площадке сериала «Тайный город» я была дуб­лером партнерши Павла Прилучного. Съемка в тот день проходила в лесу. Мы с Павлом шли в кадр в чащу, и внезапно полил дождь. Он заботливо взял меня за руку и сказал: «Побежали!» Мы с ним бежали, держась за руки, между кустами и деревьями. До сих пор как вспомню это, так улыбка до ушей! 

На работу как на праздник

Когда на съемки ходишь только по выходным, а в будни работаешь по специальности, съемки не превращаются в рутину — остаются яркими приключениями среди серых будней. 

На площадке всегда кипит жизнь, ты будто оказываешься в муравейнике, где каждый, даже самый незначительный, «муравей» точно знает, зачем он здесь и что от него требуется. Тут можно поучиться актерству и режиссуре на практике у профи со звездными именами. Бывают необычные костюмы и грим, в которых ты не узнаешь себя или поражаешься своей красоте. Для «Анны Карениной» даже артисткам массовки шили невероятной красоты наряды и каждой статистке подбирали шиньон под ее натуральный оттенок волос.

А еще массовка — отличное место, чтобы найти друзей по интересам. Бывает, съемки давно закончились, а встречи продолжаются. Катаешься с ребятами на роликах, ходишь на концерты, в кафе и искренне радуешься, когда снова видишь их на площадке.

Ольга ЕЛЕНСКАЯ, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...