Голливуд у деревни Каменка

В 40 КИЛОМЕТРАХ от Минска близ деревни Каменка Смолевичского района располагается натурная площадка Национальной киностудии «Беларусьфильм». Появилась она в 1971 году с легкой руки Петра Машерова. Говорят, первый секретарь ЦК Компартии Беларуси сам приезжал под Каменку и лично обозначал земли, которые впоследствии и были отданы киностудии в пользование. Сегодня белорусская натурная площадка привлекает к творчеству таких мэтров кино из России, как Никита Михалков, Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко и многих начинающих режиссеров и продюсеров.

Корреспондента «БН» остановили в смолевичском лесу партизаны и вовлекли в охоту на гауляйтера.

В 40 КИЛОМЕТРАХ от Минска близ деревни Каменка Смолевичского района располагается натурная площадка Национальной киностудии «Беларусьфильм». Появилась она в 1971 году с легкой руки Петра Машерова. Говорят, первый секретарь ЦК Компартии Беларуси сам приезжал под Каменку и лично обозначал земли, которые впоследствии и были отданы киностудии в пользование. Сегодня белорусская натурная площадка привлекает к творчеству таких мэтров кино из России, как Никита Михалков, Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко и многих начинающих режиссеров и продюсеров.

СПРАВКА «БН»

В основе сюжета «Охоты на гауляйтера» — реальная история, связанная с оккупацией Минска и убийством Вильгельма Кубе в сентябре 1943 года. Однако имена героев изменены, но созвучны действительным историческим персонажам. Вильгельм Кубе в фильме — это Вильгельм Краубе, Мария Осипова — Мария Архипова, а Елена Мазаник — Галина Помазан.

В 1941 году, не успев эвакуироваться, Галина Помазан со своей сестрой и племянником вынуждены вернуться в захваченный фашистами Минск. Судьба поворачивается так, что героиня становится няней детей гауляйтера Краубе. Мария Архипова, юрист Верховного Суда БССР, сознательно остается в оккупированном Минске, чтобы организовывать группу подпольщиков для борьбы с фашистскими захватчиками. Получив задание из Центра на уничтожение Вильгельма Краубе, Мария ищет контакты из окружения гауляйтера и выходит на Галину...

Сопки Сибири — под Минском!

От автомагистрали Минск — Москва, которая проходит у Смолевичей, до назначенного места нам еще шесть километров на север. По обе стороны идеально ровной сельской дороги один за одним мелькают двух- и трехэтажки, коттеджи, вывески магазинов. Это Каменка, современная белорусская деревня. Сразу за ней поворачиваем налево и движемся под «кирпич».

— Въезд на территорию натурной площадки обывателю, понятно по каким причинам, запрещен, — комментирует пресс-секретарь Национальной киностудии «Беларусьфильм» Валентина Белякова. — Но, к сожалению, знаки не спасают от нежеланных «гостей» — заезжих туристов-дикарей, рыбаков, местных подростков, которые систематически портят декорации. Пример из практики. Идут съемки фильма «Поп» (история происходит в сороковые года прошлого века). Камера поворачивается, а на той стороне озера стоят два современных джипа: заехали «гости» через лес, чтобы шашлыков пожарить. Если бы не объяснили отдыхающим, что снимается кино, получился бы киноляп, как в «Семнадцати мгновениях весны»: сидит Штирлиц, о чем-то думает, а на заднем плане проезжает новенький голубенький ЗИЛ 130, — улыбается Валентина и останавливает машину, чтобы показать одну из «изюминок» площадки. Это карьер.

Когда-то его использовали для добычи песчано-гравийной смеси. Сейчас карьер — настоящее украшение «натурки»: после выработки он зарос хвойными и лиственными деревьями и по ландшафту напоминает сопки Сибири, тайгу или предгорья Кавказа. Здесь, к слову, снимался нашумевший фильм-экшн «Охота на пиранью».

Весь день — на 8 минут кино

Мы подъезжаем к проходной натурной площадки, а здесь — партизаны с автоматами ходят! Киношники приспособили конюшню и ее околицы под партизанский лагерь. «Камера, мотор, начали!» — командует режиссер, координируя действия всех служб. А ведь здесь, на съемках, заняты и те, чей труд, как правило, остается за кадром: гримеры, костюмеры, пиротехники, «звукари», каскадеры. Всего порядка ста человек! По периметру съемочной площадки стоят грузовики с надписями «Беларусьфильм», рулоты — маленькие вагончики на колесах, которые служат и гримерными, и костюмерными. Актеры, ассистенты и администраторы, незадействованные в съемках, внимательно следят за процессом. Дубль, еще дубль и еще...

— Вот вам и производственный процесс, — комментирует Валентина Белякова. — Выпади хоть одна из служб — съемки замедляются. А тут дорожат каждой минутой: большой удачей считается, если за день снимается, скажем, 8 минут готового кино. Уже несколько дней на нашей площадке идет работа над многосерийным фильмом «Охота на гауляйтера». Его снимает Национальная киностудии «Беларусьфильм» совместно с компанией STAR MEDIA.

— Я приятно удивлен этой площадкой «Беларусьфильма», — заметил в интервью режиссер второй группы, или ассистент режиссера, Петр Антохин. — Здесь мы снимаем много сцен из разных серий «Охоты на гауляйтера». Мне нравится работать с группой. Это профессионалы. Если есть какие-то сложности, а они есть, ведь кино историческое (это и грим, и костюмы, и транспорт, и каскадеры, и оружие), то все решаем вместе с белорусскими коллегами. Основные действия фильма разворачиваются в разрушенном Минске. К слову, у нас были сложности с нахождением развалин белорусской столицы. Понятно, город отстроился за это время, поэтому искали руины, как говорится, по сусекам — снимали кое-что в Бресте, Бобруйске, Витебске.

Натурные съемки фильма уже закончены. До декабря киношники во главе с режиссером-постановщиком Олегом Базиловым собираются работать в павильонах «Беларусьфильма». В картине заняты Анастасия Заворотнюк, Мария Машкова, Александр Дьяченко, Александр Кашперов. Зритель увидит фильм предположительно в мае 2012 года.

Хулиганы и декорации

— Главная «фишка» нашей «натурки» — ландшафт, — продолжает экскурсию Валентина Белякова. Мы едем по грунтовой дороге, с которой открываются живописные места: два озера, отгороженные друг от друга дамбой, с другой их стороны — хвойные и лиственные леса, боры и березовые рощи, а в пойме — целая деревня: сельские хаты, плоты, брамы. — Не пугайтесь, что в домах окна заколочены. Это всего-навсего декорация. В свое время эту бутафорскую деревню строила «Псковская православная миссия» (в прокате фильм «Поп»). «Селение» осталось нам в наследство и может пригодиться для съемок любых других картин. Можно перестроить деревню, модифицировать — так, как нужно будет для фильма. Для той же «Анастасии Слуцкой» строился целый средневековый город! Другими словами, возможности и опыт по строительству разных декораций у наших специалистов большие.

К слову, на территории натурной площадки, которая занимает почти 90 гектаров, расположена большая гостиница на 45 мест, 22 летних домика на 2—3 человека, две малые гостиницы, производственные корпуса, где разместились гримерные, костюмерные, реквизитные, а также склады и конюшня. Штат этого подразделения киностудии — всего 15 человек (контролеры, администраторы, рабочие), а забот много. Нынешний руководитель площадки Георгий Батаев трудится здесь с июля 2008 года. Георгий Алексеевич — рачительный хозяин: знает, что и как строить, реконструировать, ремонтировать. С нетерпением и неистовым энтузиазмом размышляет, что можно было бы сделать на натурной площадке в рамках глобальной реконструкции «Беларусьфильма». Например, здесь есть возможность поставить павильоны, легкие, неотапливаемые, для хранения спецтехники и специнвентаря. Актуально, по мнению руководителя, огородить территорию, потому как «натурка» граничит и с дачным кооперативом, и с деревней, и с автодорогой.

— Есть проблемы с подростками из близлежащих деревень, которые систематически разламывают и портят нам декорации, — сетует Георгий Батаев. — Мы уже поднимали вопрос об охране нашей территории, и отдел внутренних дел Смолевичей, как, впрочем, и райисполком в целом, пошли нам навстречу. Они согласны выделить нам на такой участок земли одного участкового. И мы не против, но для этого нужно огородить территорию. А вообще, часто на экскурсию к нам просятся туристы, и, если нет съемок, мы им не отказываем.

— А какая самая горячая пора для съемок? — любопытствую.

— Пожалуй, все, кроме зимы, — отвечает Валентина Белякова. — Хотя те же самые «Волки» снимались здесь в позапрошлом году в феврале в трескучие морозы. В том же году снимался «Поп»: основные сцены в июле-августе, а на зимние сюжеты россияне приехали в декабре. Кстати, всего на натурной площадке «Беларусьфильма» было снято более 400 игровых кинофильмов. Из последних — «Капли крови на листьях вереска», «Краповый берет», «Днепровский рубеж», «Белая тропа» и другие картины.

Путешествие наше заканчивается последним объектом натурной площадки — полем для съемок батальных сцен. От большой земли его отделяет узкоколейка Усяжского торфобрикетного завода, что в Смолевичском районе. По ней несколько раз в день проезжает поезд, нарушая природную тишину белорусского Голливуда мерным глуховатым стуком колес...

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото автора

КОММЕНТАРИЙ

Олег СИЛЬВАНОВИЧ, генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм»:

— Натурная площадка — необходимая и важная составляющая Национальной киностудии «Беларусьфильм». Кинематографу Республики Беларусь удалось сохранить уникальную площадку, что оказалось не под силу большинству киностудий на постсоветском пространстве.

В прошлом году, например, выручка за оказанные услуги составила порядка 240 миллионов рублей. За девять месяцев текущего года этот показатель составляет около 210 миллионов рублей. Все доходы этого подразделения идут на содержание натурной площадки. А именно на оплату коммунальных услуг, выплату зарплаты, текущие ремонты находящихся на территории декораций, гостиниц, производственных корпусов, складов и так далее.

Популярность нашей площадки с каждым годом растет. В 2010 году она была задействована в 8 кинопроектах, 3 из которых проекты «Беларусьфильма». За девять месяцев этого года услугами натурной площадки воспользовались уже 12 картин, 4 — наши проекты. Режиссеры и съемочные группы едут к нам за интересным и разнообразным ландшафтом, качественными и профессиональными услугами. К тому же в этом году государство установило ряд льгот для кинопроизводящих организаций, что предоставляет уникальные и чрезвычайно выгодные возможности для осуществления кинопроизводства и получения услуг на более выгодных условиях в Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?