Голевой прием

Футбол в залах не знает границ
Футбол в залах не знает границ

В начале мая завершается очередной, уже 12–й по счету, чемпионат страны по футзалу. Однако до заслуженного отдыха многим игрокам еще далеко. Командам и национальной сборной предстоит участие в международных турнирах, венцом которых станет сентябрьский чемпионат мира. Хотя Беларуси на нем места может не найтись...

В 2004 году наша сборная стала чемпионом Европы. В прошлом сезоне она готова была повторить это достижение, однако потеряла свой титул. Потеряла, не проиграв ни одного матча. Белорусов попросту не пустили на форум 2006 года в Испании...

— Тогда у всех был настоящий шок, — вспоминает главный тренер белорусской сборной, первый заместитель председателя Белорусской федерации футбола в залах Сергей Сафонов. — Мы провели плодотворные сборы, готовились к защите своего титула, но вдруг нас «отрезали». У многих в паспортах уже стояли штампы на выезд, но их за несколько дней до чемпионата аннулировали — испанское посольство не выдало нашей команде виз.

— Какова была официальная формулировка отказа?

— Посольство вообще не дало никаких объяснений. Но представители белорусского МИДа сказали, что испанцы ответили отказом на визы «из–за проблем принимающей стороны». Во французском посольстве в Минске, где мы должны были получить визы, сослались на испанское посольство в Москве, отрапортовав, что там категорически отказываются выдавать нам визы, не поясняя причин.

— Еще какие–то команды из–за визовых проблем тогда пропустили чемпионат?

— Из всех участников визы надо было получать трем сборным: нам, украинцам и россиянам. Белорусы и украинцы не получили. Уверен, что основным мотивом отказа стали политические причины. С россиянами же на конфликт испанцы, видимо, идти не захотели, учитывая, что именно россиянин Валерий Ахумян является президентом европейского союза футзала. Если бы их не пустили, чемпионат бы вообще сорвался, а это грозило бы испанцам серьезными последствиями. Самое страшное в этой ситуации, что европейское первенство является отбором на чемпионат мира. То есть мы не только потеряли континентальный титул, но и формально «пролетели» мимо мирового первенства. К счастью, на данный момент не исключено, что мы все–таки там выступим.

— Как же?

— В случае неуплаты одной из команд взносов в АМФ (Ассоциация мирового футзала), а такое вполне может произойти, первой в очереди на замену будет Беларусь. Несколько стран действительно пока не внесли деньги, а АМФ жестко заняла позицию: кто не заплатит, играть на чемпионате мира не будет.

— А вообще, насколько тяжело было вести переговоры с АМФ, кто ими занимался?

— В АМФ к нашему случаю отнеслись с пониманием и сочувствием. Председатель белорусской федерации Анатолий Скорбеж сделал очень многое для разрешения ситуации, также пытается помочь все тот же Ахумян, который отстаивал нашу позицию на недавнем конгрессе.

— А где пройдет чемпионат мира?

— На него претендовала Якутия, в которой футзал является едва ли не народным видом спорта. Но АМФ решила отдать чемпионат Аргентине. Думаю, мировая ассоциация заинтересована, чтобы подобные топ–турниры проходили в Южной Америке. Во–первых, именно на этом континенте футзал наиболее раскручен и популярен. Отсюда и все лучшие сборные планеты: Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла. Во–вторых, в Якутии довольно холодный климат, да и не самый близкий путь туда, особенно для участников из Южной Америки. Правда, в качестве компенсации АМФ разрешила провести в Якутии Кубок мира, который пройдет в июне.

— Это какой–то новый турнир? Признаюсь, никогда о нем не слышал.

— Да. Это будет первый Кубок мира. На нем соберутся лучшие сборные. Белорусская команда получила приглашение и обязательно примет участие в турнире.

— Почему, на ваш взгляд, в Якутии столь популярен футзал?

— Президент Республики Саха Вячеслав Штыров (он одно время возглавлял компанию «Алмазы России — Саха») очень заинтересован в развитии футзала, сам является большим поклонником этого вида спорта, оказывает финансовую поддержку. Недаром лучшие команды России именно из этих краев.

— И каковы будут наши задачи на Кубке мира?

— Максимальные — попадание в тройку. Подготовку планируем провести в Раубичах или Логойске.

— Что, кстати, представляет coбой сборная Беларуси?

— В ней собраны игроки из шести команд. Все «сборники» выступают на родине: Владимир Шупилов, Александр Василевский, Андрей Козловский, Алексей Мешкович, Андрей Кипра, Дмитрий Троцкий и целая группа молодых футзалистов. Средний возраст — оптимальный: 26 лет. Сочетание опыта и молодости практически идеальное.

— Вы сказали о целой группе молодых игроков. Интересно, откуда берутся новые таланты в футзале?

— Переходят из большого футбола. К сожалению, у нас нет сети детско–юношеских спортивных школ. Однако создание таковых значится в планах федерации. Уже сделаны первые шаги в этом направлении: в Гомеле и Быхове в спортивных школах работают отделения футзала.

— Приток молодых игроков является и проблемой мини–футбола. Вы пытаетесь решать ее сообща?

— Действительно, футзал и мини–футбол — два близких вида спорта, и мы пытаемся наладить контакт с ассоциацией мини–футбола. Для общего развития всего зального футбола в Беларуси готовы расположиться на ранг ниже, то есть выполнять функцию первой лиги мини–футбольного первенства, ведь уровень у нас неплохой и команды могут повысить свое мастерство, играя у нас, на пути в высшую лигу. И если уж браться за решение проблем вместе, на мой взгляд, правильно было бы, чтобы ассоциацию мини–футбола и федерацию футзала возглавлял один человек.

— Но ведь правила мини–футбола и футзала отличаются...

— Это непринципиально. Главное, что появится возможность развития всего зального футбола. Например, уровень футзала растет постоянно. Организация первенства, к слову, тоже заметно улучшилась. А в следующем году мы планируем расширить состав участников до 12 команд. А теперь представьте, насколько быстрее и эффективнее шел бы прогресс, скооперируй две организации свои усилия.

— Реально ли говорить о проведении чемпионата мира по футзалу в Беларуси?

— Почему бы и нет. Ближайший будет в Аргентине, а через 3 года, скорее всего, это право будет предоставлено одной из европейских стран. Главное, чтобы Беларусь была заинтересована в его проведении...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter