Кого следует защищать от обнаженных скульптур?

Голая правда

Вместе с весной в питерский Эрмитаж поступила жалоба на обнаженные скульптуры — по мнению автора, они негативно влияют на несовершеннолетних посетителей. Интерактивность гражданина немедленно возбудила общественность. Участники нашей рубрики не остались на обочине этой эротической истории, подхватили дискурс, и мнения их, как водится, разделились. Один считает, что современные художники своими дикими выходками кого угодно доведут до нервного истощения. Оппонентка возражает, что противостоять следует вовсе не художникам, но общественным активистам, деятельность которых приводит к тотальному разрушению нормальной спокойной жизни.


Рассудит спорщиков наш невозмутимый рефери: чаши его весов эмоциям не поддаются.

Сюжет не виноват

Сейчас над теми, кто пожаловался на обнаженные скульптуры в Эрмитаже, стоит оглушительный гогот в интернете. Как их только не называют — и ретрограды, и мракобесы, и сумасшедшие… Это еще не самые обидные определения. Мол, некие замшелые ханжи не разбираются в искусстве и позорно выставляют свое невежество напоказ, требуя скрыть художественную наготу. А мне вот кажется, что жалобщики прекрасно во всем разбираются, но вынуждены дуть на воду, обжегшись на молоке. Это как раз публика, считающая себя прогрессивной, не разобралась в их мотивах, поспешив высмеять недовольных. Попробую объяснить позицию тех, кому вдруг стали не по нраву голые скульптуры.

Точнее, это случилось не вдруг. Постепенно, довольно долго мы шли от мягкой эротики на старинных полотнах к жесткой порнографии на «взрослых» сайтах. Грянул интернет, и широкой публике стало мало эстетического удовольствия от созерцания Данаи и Давида. Захотелось погорячее. Пооткровеннее. Так и получилось, что древние скульпторы и художники без всякой задней мысли продемонстрировали нам красоту человеческого тела, не подозревая, какие превратности произойдут в век современных технологий. А обернулось общим интересом молодежи к темной стороне интимной жизни, который щедро удовлетворили сетевые торговцы порно. Думаю, именно против такой метаморфозы сейчас запоздало протестуют ревнители нравственности. И у них есть для этого основания. Высокое искусство, к сожалению, все чаще становится мостиком к дешевому разврату, а самые невинные задумки на этой ниве внезапно превращаются в пошлейшие выходки. Примеров тьма.


«Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам»
(Людвиг ван Бетховен, композитор.)

Взять, например, Петра Павленского. Начинал как обычный художник, обучался монументальной живописи, а потом взял и прибил гвоздями свою, пардон, мошонку к брусчатке на Красной площади. А перед этим голый обмотался колючей проволокой и возлег посреди Петербурга. Или недавний случай с галеристом Виталием Гречиным, организатором скандальной фотосессии в Дубае. Он ведь не сразу пришел к тому, чтобы выставить голых женщин на балконе в мусульманской стране. Сначала целомудренно фотографировал тех же девушек в национальных костюмах, славил вышиванку, потом раздел их до купальников, а затем сама видишь, чем кончилось высокое фотоискусство… А взять бывшего белорусского художника Кузьмича? Мирно занимался человек абстрактной каллиграфией, делал какие-то поделки из лыжных палок, писал на досках… Ничто не предвещало, в общем. Потом внезапно разделся догола на открытии художественной выставки в Минске. Закончил, как и Павленский в Париже. Если тот поджег банк Франции, бубня что-то про «символику огня» и угодив за это в психушку, то наш бывший земляк в набедренной повязке атаковал резиденцию Макрона с муляжом «коктейля Молотова». Тоже рассуждает сейчас, что это был поступок художника, а не хулигана.

Вот, Вика, против чего на самом деле протестуют люди, выступающие за то, чтобы обнаженные скульптуры скрыли от детей. Они опасаются, что благие намерения приобщить юных зрителей к прекрасному приведут к опасным последствиям, как в случае с вышеозначенными личностями. На самом деле, жалобщики не нападают на изобразительное искусство, а защищают его от тех, кто пытается оправдать самые дикие поступки якобы своей принадлежностью к цеху художников. Вспомни так называемую арт-группу «Война», чьими «произведениями» были публичные совокупления и размещение дохлой курицы в гениталиях. А теперь от таких безумных выходок страдают Тициан, Рубенс и Микеланджело: в их великих работах встревоженное современное общество стало видеть не попытку разбудить чувство прекрасного, а предпосылки к низкой похоти. Но не жалобщиков надо в этом винить, а тех, кто под видом причастности к искусству творит далеко не художественный бардак.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

А судьи кто?

Я понимаю, Рома, твое желание элегантно защитить историю еще одного сетевого безумия. Но твою позицию считаю безответственной и даже вредной по отношению к тем людям, которые несколько растерялись и в нынешней информационной пене с легкостью теряют остатки здравого смысла. Я тебе напомню, что история с Эрмитажем не уникальна. Буквально в июле прошлого года жительница Гродно жаловалась на обнаженную скульптуру мальчика с дудочкой, которую она заметила во дворе музыкальной школы. Формулировка ее письма городским властям была примерно такой же: «Его же видят дети». Но наш горисполком взял тогда на себя мужество ответить пенсионерке по существу: это скульптура — произведение искусства, установлена более тридцати лет назад и посвящена коласовскому Сымону-музыке. Видишь ли, в чем дело: сейчас крайне важно держать голову в холоде и не терять рассудок по поводу и без. А ты, как мне показалось, трусливо запустил голову в песок и постарался избежать важной темы, заболтал реальность и невольно выступил адвокатом опасных трендов.

«Музей — это мощный рычаг очищения»
(Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.)

Это сейчас советскую эпоху принято считать «несвободной» и «подцензурной», но даже в 1988 году, когда гродненская скульптура мальчика с дудочкой только появилась во дворе музыкальной школы, никому и в голову не пришло оспаривать ее художественные достоинства: худо-бедно люди могли отличить божий дар от яичницы. Но борьба за абстрактные свободы привела нас к полной фрустрации, кстати, не без помощи СМИ и новых сетевых медиа у некоторых окончательно сбились прицелы и ценностные ориентиры. Как известно, либеральные философы первыми принесли нам увлекательную весть о том, что правды нет, как нет и Бога, а значит, все позволено. Каждый может конструировать свою собственную вселенную, все глубже уходя во фрустрацию. Это на здоровье. Но в своей борьбе «за все хорошее» сторонники постправды не щадят никого и ничего: ни памятники архитектуры — прощай, Давид Микеланджело, ни безобидные слова — вместо «женщины» сейчас в Европе призывают говорить «люди, которые менструируют», слышал, наверное? Наша историческая память тоже подвергается регулярным нападкам, скажем, отдельные мерзавцы сегодня пытаются героизировать нацистов — «а што такова»? Даешь больше хамства, невежества и бредовых петиций.

«Иван да Марья устроили пикет с леденцами», «Мотолько призвал не допускать раздачи георгиевских лент на акциях «Бессмертный полк», «Тихановская попросила переименовать Беларусь», «Латушко объявил, что создает партию». В приступе ханжества и фальшивой добродетели люди как заведенные строчат доносы друг на друга и свою страну, с неутихающей болью наблюдаю за циничной борьбой некоторых активистов. Добавим сюда отдельные попытки сорвать фестиваль «Славянский базар в Витебске» с помощью таких же идиотских петиций. Осматривая картину целиком, все чаще прихожу к выводу, что под прикрытием самых «мирных намерений» совершаются элементарные попытки все уничтожить, пустить под снос памятники, фестивали и целые страны, в которых по какой-то счастливой случайности еще теплится жизнь, женщин называют женщинами, а скульптуры — произведениями искусства.

Прошу тебя, Роман, не уподобляться пасторам и толкователям новых медиа. Помни: чем ярче и больше эмоции, тем ближе мы к кострам инквизиции. Советую тебе меньше питаться раздражением и недовольством городских сумасшедших в соцсетях. Лучше выключи гаджет и сходи в музей, пообщайся с глазу на глаз с художниками и их творениями. Успей насладиться искусством. Ведь может так статься, что завтра у тебя такой возможности уже не будет, если горе-активисты не угомонятся.

Виктория ПОПОВА


Брейк!

Так называемое весеннее обострение, существование которого не отрицают психиатры, не щадит эмоционально неустойчивых людей. Последних в современном мире, к сожалению, все больше. И мы с вами, дорогие коллеги-спорщики, будучи журналистами, порой невольно подкидываем дровишек в топку психических страданий одной части населения и добавляем проблем другой части. Ну пожаловался кто-то из болезненно деятельных чиновников на «обнаженку» в музее — так лучше бы экскурсию познавательную для этого человека провести, а не раздувать скандал на весь мир. Кстати, самое интересное, что этот эрмитажный жалобщик явно слышал в детстве или юности миниатюру «Геракл» Семена Альтова в исполнении Геннадия Хазанова. Это когда в Зареченске, где на улице стояла скульптура обнаженного Геракла, местное начальство посчитало, что отдельные фрагменты фигуры античного героя не могут являться лицом города. Расторопные исполнители сначала оттяпали спорный фрагмент, потом прилепили обратно, но с гигантским фиговым листком, затем заколотили скульптуру, а в конце концов вкопали Геракла в землю по пояс. Чтобы не было разночтений.

Над такими «хранителями нравственности» смеялись и будут смеяться. А развращение детей в XXI веке чаще происходит, пожалуй, не в музеях, а в интернете и, что греха таить, по ТВ. Так что, может, не там ищем источник проблем? Что касается выходок творцов с экстремистскими наклонностями, то о них чаще пишут СМИ — не более. И уж точно такие сомнительные творения и поступки не находят отражения в музейных экспозициях. Итак, принимаю решение: победу в сегодняшнем споре одерживает Виктория. А Роману — зачет за бдительность.

Александр НЕСТЕРОВ

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter