Почему Дональд Трамп признал спорные высоты владением Израиля

Голанский гамбит

Президент США Дональд Трамп подписал документ о признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами. Что этот шаг означает для США, Израиля и мирового сообщества?


Новый документ, представленный президентом США, имеет смысл рассматривать в нескольких аспектах. Первый момент — политика США на Ближнем Востоке. И здесь новая «декларация Трампа» во многом является знаковой: заявление по Голанским высотам вновь подчеркивает отход от концептуальных установок прежних администраций. Напомним, что еще при Рональде Рейгане, период президентства которого считается лучшей порой американо-израильских отношений, принятие кнессетом в декабре 1981 года закона о Голанских высотах вызвало охлаждение в двусторонних отношениях: тогда Вашингтон приостановил действие подписанного несколько ранее соглашения о стратегическом сотрудничестве. 

Но несправедливо было бы считать, что Трамп нерационален или поступает бессмысленно. Отнюдь. Дональд Трамп прагматичен, как никто. Просто ситуация в его команде отличается от обстановки в окружении того же Рейгана. Во-первых, действия арабского лобби в администрации Трампа сведены к минимуму (у Рейгана такими были Каспар Вайнбергер, министр обороны, или госсекретарь Джордж Шульц). Во-вторых, Израиль сейчас выгоден США как основной партнер, который может помочь американцам в борьбе с Ираном; так же как некогда при Рейгане Израиль помогал Вашингтону бороться с «империей зла» — СССР. 

Аспект второй — ситуация в Израиле. Среди части израильского общества решение Дональда Трампа вызвало эйфорию. При этом для самого Израиля «декларация Трампа», кроме как факта моральной поддержки, не несет никакого значения. С одной стороны, оккупация Израилем Голанских высот — это результат войны 1967 года, так израильтяне избавились от постоянных нападений сирийцев и палестинских боевиков. А уже упоминавшийся выше закон 1981 года распространял на эту территорию действие израильских законов. То есть с точки зрения внутреннего законодательства Израиль в таком признании не нуждался. 

С другой стороны, при необходимости Израиль сможет покинуть Голаны, несмотря на заверения правых, как ушел из Синая в начале 1980-х годов после подписания мирного договора с Египтом и как ушел из Газы в 2005 году. 

Сирийцы и израильтяне вели переговоры и в 1990-х годах, и в 2000-х. Подготовленный в начале прошлого десятилетия проект мирного соглашения Израиля с Сирией предусматривал не что иное, как уход с Голан при обязательном условии их демилитаризации и обоюдного отвода войск. Израильтяне тогда готовы были подписать документ, однако его огласка привела к тому, что сирийцы перестали признавать сам факт переговоров с Израилем. Отказались, вроде как никаких переговоров и не было. Мало того, после этого сирийско-израильские переговоры продолжались при посредничестве Анкары (Партия справедливости и развития, пришедшая в 2002 году к власти, пыталась тогда реализовать внешнеполитическую идею «ноль проблем с соседями», активно вовлекаясь в региональную политику). Но и эти переговоры не принесли положительных результатов. Наконец, гражданская война в Сирии, очевидно, уничтожила надежду на положительный исход любых переговоров между двумя странами — действующий в Дамаске режим, во многом в угоду своим иранским союзникам, именует Израиль исключительно как «сионистское оккупационное образование». 

В то же время «декларация Трампа» о Голанах — это хороший подарок перед выборами и самому Нетаньяху, и израильским правым вообще. С большой долей уверенности можно заявить, что в апреле 2019 года Нетаньяху в очередной раз возглавит кабинет министров. 

Но есть и еще один аспект. С точки зрения международного права Голанские высоты — оккупированная часть Сирии, и признание их частью другого государства кем бы то ни было пока не имеет никакого значения. Но только пока. Признание со стороны ведущей мировой державы со временем приведет к тому, что за США могут последовать и другие, например те из американских союзников, для которых очень важна финансовая помощь из Вашингтона. К тому же в пользу израильского суверенитета над Голанами играет и то, что территориально Сирия никогда больше не будет такой же, какой она была до 2011 года. 

shavialiou@bsu.by 

Фото РЕЙТЕР
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter