Минск
+3 oC
USD: 2.05
EUR: 2.27

Фотограф Владимир Песня: спортсмен должен быть артистом

Гол с натуры

По накалу страстей и буйству эмоций со спортом вряд ли что-то может сравниться. Хотите убедиться — взгляните на любой фотоотчет с крупного турнира или матча. Правда, Владимир Песня убежден, что каждый яркий снимок — результат масштабной работы, в которой нажимающий на спуск затвора фотокамеры человек лишь завершающее звено. От него, впрочем, зависит многое. В 2016 году главную международную фотопремию — World Press Photo — Песня получил отнюдь не за работу на футбольных финалах или легкоатлетических соревнованиях, а за репортаж с любительского хоккейного матча в российской Ветлуге, который, как оказалось, тоже может быть запоминающимся и антуражным. На днях Владимир приехал в Минск, чтобы рассказать не только студентам, но и опытным специалистам, как можно сделать спорт привлекательным.


— Спланировать хороший снимок сложно. Например, недавно я сделал серию хороших работ во время поездки в Таджикистан, где проходил турнир юных футболистов из детских домов. Мне предложили несколько командировок на выбор: Новосибирск, Майкоп или Таджикистан. Я выбрал наиболее, как мне показалось, антуражный вариант, и не прогадал: азарт тех мальчишек и окружающая действительность  позволили сделать очень эмоциональные фото. Места с подобным антуражем попадаются даже в Англии. Помню, как-то работал на матче в Шеффилде — более депрессивный городок еще нужно поискать. Но в случае с Таджикистаном сыграло еще и то, что это все-таки детские дома. Во-первых, в Таджикистане их много и там может содержаться по несколько сотен человек. Во-вторых, многие дети имеют живых родителей. Там распространена практика, когда муж и жена уезжают на заработки, например в Россию, и сдают ребенка на это время в детский дом. Все это особенным образом формирует характер: ребята понимают, что такие соревнования — их шанс в жизни. Некоторые уже сейчас выглядят очень многообещающе.



За репортаж о хоккее в Ветлуге Владимир Песня получил награду World Press Photo.

— С появлением цифровой техники суть работы фотографов сильно изменилась?

— Увеличилась скорость передачи снимков, но при этом фотографы стали меньше думать. Одно дело когда у тебя четыре кассеты пленки в сумке и 120 кадров на 90 минут матча, и другое — когда ты можешь сделать хоть полторы тысячи снимков. Появилось выражение “поймать момент”, которое я считаю несколько “обезьяньим”. Куда правильнее момент не ловить, а предугадывать или даже создавать. Хотя здесь многое зависит и от спортсменов. Не только от их профессиональных навыков, но и от умения чувствовать ситуацию. Хороший пример — кадр с защитником футбольной сборной Португалии Пепе. Он натянул футболку на голову и сделал это вполне сознательно. Понимал, как это будет выглядеть со стороны, знал, что уж в телетрансляциях-то все точно заметят и оценят. С одной стороны, это, конечно, эмоции — он промахнулся по воротам, но даже эту ситуацию игрок старается превратить в небольшое шоу. Пепе — артист, который выступает перед несколькими десятками тысяч зрителей и знает, что нужно делать. Большинство наших спортсменов этого, к сожалению, не понимают. Можно долго спорить о футбольных талантах Андрея Аршавина, но нужно признать: он всегда знал, как себя преподнести и продать. Самое интересное, что, к примеру, в российском волейболе ярких личностей больше, чем в футболе. Там вообще все выглядит профессиональнее и артистичнее. Алексей Спиридонов, например, не всегда этично себя ведет, может выругаться матом, но за ним всегда интересно следить, а для спорта это главное.


Волейбол — один из самых фотогеничных видов спорта.

Очень профессионально начали подходить к своему имиджу в баскетболе. Каждый матч ЦСКА — это потрясающее шоу, подготовка к которому начинается за несколько часов до игры. Обычно штатный фотограф клуба заранее помогает разместить камеры вокруг площадки, на потолке, на кольцах. Представители клуба исполняют любые пожелания, чтобы получить наиболее яркие снимки и представить себя в выгодном ракурсе. К слову, во всем мире таким образом к спортивной съемке начали подходить еще несколько десятков лет назад. Для фотографов и журналистов создают максимально комфортные условия, и даже знаменитый кадр, на котором Мохаммед Али стоит над поверженным противником, был снят Нилом Лейфером именно закрепленной над рингом дистанционной камерой. А ведь это были 1960-е годы!

Момент нужно не ловить, а предугадывать.

Турнир среди воспитанников детских домов в Таджикистане.

Пепе любую ситуацию может обернуть себе на пользу.

— Кто сегодня самый фотогеничный спортсмен?

— У меня будет достаточно странный и субъективный выбор: волейболист Алексей Вербов. В мировом же масштабе можно назвать половину футбольной сборной Португалии. Роналду, Пепе, Бруну Алвеш — все это не только классные игроки, но и великие шоумены. Из таких же лидер сборной Чили Артуро Видаль: очень жаль, что они не попали на чемпионат мира — фотографировать таких персонажей всегда интересно. А что творят баскетболисты в НБА, раскрашенные, словно древние воины!




Страсти на трибунах нередко  ярче матчей.

— Мне кажется, и белорусским, и российским спортсменам очень не хватает такой свободы самовыражения...

— Соглашусь, но важно понимать, что самовыражения недостаточно. Слишком часто в последнее время яркие образы не поддерживаются даже минимальными результатами и превращаются в фарс. Наши футболисты на первый взгляд все тоже очень модные и красивые, а что толку?

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...