«Гоголю не безразлично, что и как о нем снимают...»

В КИНОТЕАТРАХ, клубах и школах республики начался широкий показ новой российской киноленты «Гоголь. Ближайший». Картина повествует о последних днях великого писателя.

За странником, в чьем облике угадывались черты великого писателя, закрепилось название «Ближайший ко Христу».

В КИНОТЕАТРАХ, клубах и школах республики начался широкий показ новой российской киноленты «Гоголь. Ближайший». Картина повествует о последних днях великого писателя.

По жанру фильм близок к мистической драме. Новизна взгляда на биографию писателя в том, что она рассматривается сквозь призму религиозного миросозерцания Гоголя. Снимали картину в Сорочинцах, в Гоголеве, где дом Николая Васильевича.

Фильм начинается с рассказа о реальном факте из биографии Гоголя: как его облик попал на знаменитое полотно «Явление Христа народу». Художник Александр Иванов не просто «использовал» оригинальное лицо Николая Васильевича, но и сделал его едва ли не главным персонажем своей поразительной картины. Единственный в толпе странник испытывает мучительный страх и переживание своей греховности при известии о появлении Мессии. За странником, в чьем облике угадывались черты Гоголя, закрепилось название «Ближайший ко Христу». Отсюда и название фильма «Гоголь. Ближайший».

Примечательно, что в истории кинематографа до сегодняшнего момента не было ни одного фильма о жизни великого писателя Николая Гоголя.

Поставила картину по своему сценарию заслуженная артистка России, лауреат премии Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко «За вклад в искусство» режиссер Наталья Бондарчук.

— Что такое для нас творчество Гоголя, Пушкина, Лермонтова?.. Это то, на что мы еще опираемся. Если их убрать, убрать русскую культуру, то мы — никто, — горячо повторяет Наталья Сергеевна. — Надеюсь, что мой новый фильм станет хорошим помощником учителям. Ведь современные дети привыкли больше воспринимать все с экрана. Но, посмотрев картину, они обязательно откроют и книгу!

И молодежь всей душой откликается на работу Натальи Бондарчук.

— Съемки начались с Оптиной пустыни. Нам даже разрешили снимать в скиту, а туда даже некоторые монахи не допускаются... — рассказывает режиссер. — Специально для фильма исполнили несколько церковных песен, написанных в девятнадцатом веке святым оптинским старцем Макарием. Нам священник сказал: «Вы не думайте, что Гоголь умер, он жив, только пребывает в другом мире и ему вовсе не безразлично, что и как о нем снимают». Вот такой был наш настрой, ведь фигура Гоголя — необычайная, непостижимая по своему драматизму.

В съемках «участвовали» вещи Гоголя, их предоставили российские и украинские музеи писателя. Письма Гоголя, его портфель — все это было бережно отснято с актерами и на специальном полотне хромакей, чтобы в дальнейшем при помощи компьютерной графики создавать отдельные кадры фильма с раритетными экспонатами.

Наряду с по-хорошему занимательной сюжетной канвой в картине есть и другие достоинства, в том числе гармонично подобранный исполнительский ансамбль. Мы видим замечательную Валентину Теличкину (мать Гоголя), умеющего быть разноплановым Евгения Редько (Гоголь), трогательную Марию Васильеву-Бурляеву (Анна Вильегорская). Своеобразным открытием станет для многих совсем не похожая на своих прежних телегероинь Анастасия Заворотнюк в роли необыкновенной, любящей и страдающей Александры Смирновой-Россет, вошедшей в нашу историю благодаря дружбе и с Пушкиным, и с Лермонтовым, и, конечно, с Гоголем…

Константин РОМАНОВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter