Наказание не всегда происходит моментально, но оно неотвратимо

Годичные кольца

Если спилить выросшее дерево, по его годичным кольцам можно узнать, сколько дереву лет, какая погода была на каждом году его роста, чем дерево болело и так далее. По сути, эти кольца являются естественно запечатленной историей жизни. И это все работает не только с деревьями, этим же методом можно изучить и социальные процессы, главное — знать, где именно сделать срез.

В ревущем августе 2020‑го группа работников культуры создала закрытую группу для координации протестной деятельности. Добавляли в группу исключительно «своих», как следствие, все участники, а это более 300 человек, знали, кто есть кто, и общались достаточно свободно. Группа пережила мятеж лета двадцатого, его затухание, разочарование, страх наказания за совершенные правонарушения, наказание части участников, разделение группы на эмигрировавших и оставшихся, возвращение оставшихся к обычной жизни, проблемы эмигрантов, довлеющий над участниками страх, что их найдут и накажут, поиски заработков разрушившими свои карьеры людьми. Это все было зацементировано и так бы и кануло в Лету, если бы одна из организаторов всей этой деятельности не попала в руки ГУБОП вместе с группой и всей ее историей. Теперь мы можем изучить эту окаменелость и посмотреть, как бывшие и действующие деятели культуры вносили свою лепту в мятеж двадцатого года.

Завязка

Итак, 15 августа 2020 года работники культуры, решившие внести посильный вклад в дело мятежа, создали закрытую группу для координации действий, дабы выступить единым фронтом, направленным на разрушение государства. Впрочем, у истоков стояли совершенно конкретные люди, известные в профессиональных кругах. Группа была создана по инициативе достаточно известных артистов — Эвелины Сакуро и Владимира Ушакова. Не мудрствуя лукаво, просто пригласили «заслуживающих доверия» знакомых, а те — своих. В конце концов, инициаторы были людьми весьма уважаемыми, народ уже и так был накручен, в общем, к ним прислушались. Поскольку сообщество деятелей культуры достаточно тесное, все друг друга знали и посторонних там оказаться попросту не могло. А раз так, люди ничего не боялись и не стеснялись, что делает наш архив особенно интересным. Отсутствие страха и вера в приватность зачастую обнажают человеческое нутро, что, в сущности, и произошло.

Вообще, вся эта история — очень хороший наглядный пример того, как людей, поддавшихся некоей деструктивной идее, можно укрепить и сцементировать их заблуждения коллективом.
Ведь, скорее всего, часть участников сама по себе не решилась бы на столь активное участие в мятеже и не поломала бы себе жизни. Но тут рядом стояли коллеги, часть некогда единого сообщества, повернувшаяся против другой части, оставшейся на позициях здравомыслия.
Из такого «объединения» выйти гораздо сложнее. Товарищи, многих из которых ты знаешь много лет, не поймут и не одобрят. И чем дальше, тем сильнее оно засасывает.

Значительную часть группы составляли отколовшиеся работники Купаловского театра. Собственно, перед ним участники и собрались 16 августа в 13:45 по инициативе того самого Владимира Ушакова для организации шествия всех актеров Минска к площади Независимости. Про всех это они, конечно, погорячились, но толпа собралась приличная. Именно с этого момента деятели культуры и начали активно участвовать в массовых беспорядках, о чем впоследствии очень сильно пожалели…

Развитие

Ну а дальше начались обычные протестные будни с поправкой на интересы и специфику коллектива. Порадовало сообщение: «Пожалуйста, просите пьяных уходить домой! В нетрезвом состоянии находиться в большом скоплении народа опасно для них и окружающих, к тому же это дискредитирует всех». Оно понятно, что люди творческие, но штришок достаточно показательный.

Организовывалась и управлялась вся эта «суполка» с помощью достаточно примитивных рычагов. Людям, жаждущим действа, забрасывалось несколько грядущих «мероприятий», и сразу начинали обсуждать, на которое из них пойти. Вопрос, надо ли вообще туда ходить, даже не обсуждался. Решали, кого именно надо поддержать, и всей толпой туда и приходили. Естественно, чаще всего выбирали наиболее близких по духу. Участвовали в пикетах на Макаенка, перед Белтелерадиокомпанией, приходили на беспорядки к врачам, учителям, да и собственные вполне массово организовывали. Планы там были весьма наполеоновские, уже планировали делать собственный профсоюз, ну чтоб совсем свой к победе сразу был, без любых следов старого.
Может, помните, как перед различными предприятиями появлялись группы как бы рабочих этих предприятий, призывающих людей бастовать? И там они бывали, ну актеры же… Да и к изготовлению реквизита руку приложили, опыт ведь был. Помните все эти плакаты, растяжки и таблички у мятежников? Что-то помогали изготовить те самые работники культуры.
К слову, часть агитационной продукции изготавливалась в том самом Купаловском, они даже не стеснялись, встречались прямо у входа с красками и ватманами.

Оптимизм зашкаливал. Удивительно, как люди могут сами себя накрутить. Уже практически праздновали победу, для них каждый день был одним непрекращающимся спектаклем, после антракта плавно переходящим в другой спектакль…

Кульминация

Эйфория продолжалась примерно до конца октября. Вообще, до большинства все дошло несколько раньше, но тут люди друг друга подбадривали, вот и задержались на несколько недель с верой в перамогу. Но риторика очень резко сменилась с того, что «завтра мы победим» на «как бы половчее замести следы своего участия». Нет, перамога головного мозга тогда еще никуда не делась, но даже до самых «творческих» начало доходить, что ряды как-то редеют, причем не по инициативе участников. Планирование акций и размышления о том, как они заживут после, сменились подсчетами задержанных и переживаниями о том, чтоб самим не понести наказание, которое они добросовестно заслужили.

Но кульминацией стало не это, надлом произошел по совершенно другой причине.
Они бы и до сих пор обсуждали грядущую перамогу, но реальность внесла свои коррективы. Уже к концу года у людей начали заканчиваться деньги, а с работой у активных участников массовых беспорядков, по крайней мере у тех, кто достаточно ярко выступил, сами понимаете, было не очень перспективно.
Именно финансовый вопрос и вернул в объективную реальность невероятных артистов… Те, кто в группе участвовал, но при этом с работы не увольнялся, оказались в наиболее выигрышном положении, хотя и стали мишенью для упреков от остальных. Но у остальных времени на упреки особо и не было, кушать же что-то надо. Часть людей начала искать другую работу, а часть решила поискать работу за рубежом, справедливо полагая, что в скором времени у них могут начаться проблемы еще и с законом. Вообще, выехали самые буйные, чуть меньше нагрешившие начали как-то крутиться внутри страны, ну а те, кто с должностей и не уходил, просто сделали вид, что так и надо.

В качестве протестной группа продержалась меньше полугода, но это еще не конец.

Развязка

Время шло, интенсивность общения сильно упала, те, кто остался с работой, писать стеснялись да и в целом стали какими-то чужими. А вот у уехавших и безработных появились новые темы для разговоров… И если раньше они договаривались, где и как будут протестовать, то теперь начали обмениваться вариантами подработок и сравнивать условия в разных странах. Разговоры в целом свелись к заработкам. А подрабатывали, да и сейчас подрабатывают в основном аниматорами на детских праздниках и спектаклях, самое востребованное направление. Обычно эту нишу студенты занимают, но на безрыбье, сами понимаете. Впрочем, в Польше дела обстоят не сильно лучше, попасть в массовку на съемках уже за счастье.

И я даже не могу сказать, что их как-то очень жалко, ну я ведь изучил всю историю группы… Совсем недавно эти люди активно участвовали в попытке разрушения государства, а в том, что государство их прихода к власти не пережило бы, сомневаться теперь не приходится. За все надо платить, вот они и платят своими карьерами и достатком за некогда принятое неверное решение.
Есть в этом некая ироничная справедливость. Состоявшиеся актеры и деятели искусства, всю жизнь получавшие деньги от государства, вдруг выяснили, что больше никому в общем-то и не нужны. Своими руками разрушили собственную сцену, ну, они ведь хотели перемен, вот перемены и наступили… Надо как-то осторожнее с желаниями, они иногда сбываются.
Особенно показателен диалог, где один из участников жаловался, что ему предложили работу в 230 километрах от Минска с оплатой дороги, но гонорар всего 50 рублей, а второй ответил, что ему предлагали сниматься в гей-порно за 100 долларов в час.

Эпилог

Прошло уже больше двух лет с мятежа двадцатого года и организации работников культуры в устойчивую группу. Время все расставило по своим местам. Мятеж был успешно подавлен. Участников тех событий до сих пор настигает наказание, подтверждая тезис о собственной неотвратимости. Группа превратилась в доску объявлений для поиска подработок, часть участников уехала за границу, кто-то пытается устроиться в Беларуси… Но, как вы помните, часть людей с работы и не уходила, а когда поняли, чем все закончится, просто подчистили следы и продолжили получать зарплату от того самого государства, с которым недавно боролись. Уж какие они сами для себя нашли оправдания — вопрос открытый…

А вот сейчас самое интересное. Дело в том, что все участники данной группы уже установлены. В том числе и те, кто остался работать на государственных должностях. Естественно, все их действия и высказывания задокументированы, иначе данная статья просто не вышла бы. То есть бежать удалять сообщения уже поздно, сразу надо было подумать, что группа не навсегда останется закрытой. Очень интересно будет услышать их оправдания. Ну вот как у них так в голове все сложилось, что они продолжили работать на своих должностях? Любопытно, совесть хоть мучила? Или, может, они просто радовались тому, что смогли на двух стульях усидеть? Ну вот коллеги по мятежу вынуждены искать любые приработки, а они даже без зарплаты не оставались.
Впрочем, смею предположить, что этим людям скоро придется вернуться в старую группу для поиска вакансий аниматоров на детских утренниках. Ведь, как я и сказал выше, за все надо платить, а наказание не всегда происходит моментально, но оно неотвратимо.
А что до искусства, так найдутся люди, которые смогут нести разумное, доброе и вечное. Раз уж предыдущая каденция с таким треском провалилась. В конце концов, антигосударственным посылам там точно не место, особенно учитывая государственное финансирование. Хватает у нас талантливых артистов, которые в мятежах не участвовали. Вот пусть они и работают.
Естественно, продолжение у этой истории будет. Вернее, оно уже есть, просто говорить об этом пока рано. И, конечно, наше издание продолжение осветит, как только эту информацию можно будет опубликовать. Все же точки хочется расставить персонально, а не просто общими мазками. Ведь никто не забыт и ничто не забыто, несмотря на тот факт, что прошло уже больше двух лет с тех печальных событий. Нужно нести ответственность за собственные решения, иногда даже уголовную. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Рисунки Олега КАРПОВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter