21 ноября исполняется ровно год с момента начала Евромайдана

Год под созвездием Майдана

21 ноября исполняется ровно год с момента начала т. н. «евромайдана», или, как его теперь называют украинские власти, «революции достоинства»
21 ноября исполняется ровно год с момента начала т. н. «евромайдана», или, как его теперь называют украинские власти, «революции достоинства». События, которые произошли за этот год, кажется, радикально и навсегда изменили страну.




Напомним, спусковым механизмом для акций протеста, переросших в вооруженные столкновения и политический переворот, стало решение правительства В. Януковича отложить подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое должно было состояться 27 ноября 2013 года в Вильнюсе. Этот документ стал причиной внутриполитической и международной напряженности задолго до несостоявшегося подписания и связанных с этим драматических событий.

Тема ассоциации с ЕС и вообще «европейского выбора» всегда была конфликтогенной для Украины и только усугубляла тот внутренний раскол, который  весь период независимости нарастал между разными частями украинского общества. 

На международной арене это способствовало росту напряженности между Россией и ЕС. Украина была давним яблоком раздора в российско-европейских отношениях. По сути, Украина оставалась последней «серой зоной» в Восточной Европе, до конца не определившейся со своим интеграционным вектором. Политика сидения на двух стульях, лавирования между центрами силы, которой занимались практически все предыдущие украинские руководители, рано или поздно должна была закончиться — логика конкуренции между Россией и ЕС как крупными геополитическими игроками не оставляла пространства для маневра.

Выбор в пользу европейского вектора развития, в конечном счете сделанный украинским руководством, был мотивирован в первую очередь политически и идеологически. Он был продиктован прозападно-ориентированной частью общества, всегда отличавшейся большей активностью и постоянно формировавшей политическую повестку в Украине.

Экономическая составляющая этого решения была изначально пожертвована в пользу политико-идеологических соображений. Украинская экономика, сформированная в логике советского хозяйственного комплекса и ориентированная в первую очередь на российский рынок, оказывалась под ударом. Переориентация на чужой, насыщенный сильными конкурентами европейский рынок в условиях заградительных мер, которые неизбежно ввели бы Россия и страны Таможенного союза, была чревата для Украины самыми тяжелыми последствиями: новым витком деиндустриализации и трудовой эмиграцией сотен тысяч (если не миллионов) лишившихся работы людей (собственно, как и произошло при интеграции в ЕС слабых экономик многих восточно- и южноевропейских стран). Надежды, которые правительство В. Януковича возлагало на стабилизационный кредит со стороны ЕС, не оправдались, поэтому, взвесив все риски, было принято решение отложить подписание договора об ассоциации.

Однако раскрученный политико-идеологический маховик не мог остановиться. Принятое решение вызвало взрыв возмущения со стороны прозападного истеблишмента и привело к политической мобилизации сторонников «европейского выбора». Президент В. Янукович, который и раньше не пользовался популярностью в центральных и западных областях страны, оказался в политической изоляции. Ситуация начала стремительно выходить из-под контроля. Акции протеста радикализовывались. Экстремистские группировки, поначалу слабо проявившие себя на майдане, быстро превратились в его движущую силу. Это обернулось столкновениями с силами правопорядка и гибелью людей, окончательно подорвав шаткие позиции В. Януковича. Попытка достигнуть компромисса между президентом и представителями оппозиции результата не дала. Соглашение о политическом урегулировании, подписанное 21 февраля 2014 г., было сорвано лидерами оппозиции, которые, чувствуя свою силу и поддержку улицы, решили одним махом устранить мешающего им президента. Очевидно, никто не ожидал, что Донецкая и Луганская области, пассивно наблюдавшие за событиями в Киеве, вдруг забурлят и угроза раскола страны станет реальностью.

Политическим комментаторам давно было ясно, что призрак раскола бродил по Украине давно. Эта тема постоянно присутствовала фоном в жизни Украины со времен «оранжевой революции», когда антагонизм между регионами стал очевиден. В свое время по горячим следам первого майдана писатель из Луганска Глеб Бобров написал роман-антиутопию «Эпоха мертворожденных», в котором описаны гражданская война в Украине и раскол страны на несколько государственных образований. Тогда это казалось фантастикой, никто не думал, что столь одиозные сценарии могут воплотиться в жизни.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter