Получит ли его средняя школа в ушачском агрогородке Веркуды?

Год на… доживание

ПИСЬМО в редакцию прислали родители детей, обучающихся в Веркудской детский сад-средней школе Ушачского района, и просто неравнодушные местные жители. Вот выдержка из него: 

«Речь идет о закрытии учебного заведения, хотя в настоящее время в нем 10 комплект-классов, в которых обучаются 52 учащихся. В Глыбочанской средней школе (соседней, за 12 километров. — Прим. авт.) учащихся столько же, на следующий год у них нет учеников в 11-й. Но почему-то закрывают нашу школу, а не Глыбочанскую, которая к тому же требует и значительного ремонта!..»

Почтивсе выпускникипоступают в высшие учебные заведения или колледжи

ОТ райцентра до Веркудов — 25 километров прекрасной асфальтированной дороги. Пленит окружающая природа лесами и ожерельями озер. Но больше всего — сам агрогородок, в котором аж две улицы с довольно симпатичными ухоженными коттеджами, новым Домом культуры в центре, ФАПом, почтой, магазинами, ну и, конечно же, самой двухэтажной школой.

Директор Татьяна Пахолок и ее заместитель Галина Козлова знакомят со своим хозяйством: светлые просторные классы, профессионально, со вкусом оборудованные под предметные кабинеты; музей «Сялянская хатка» и историко-краеведческая музейная комната, повествующая преимущественно о подвигах земляков в годы Великой Отечественной войны. Огромная библиотека, в которой произведения писателей-земляков: Петруся Бровки, Василя Быкова, Рыгора Бородулина, Олега Салтука и других. Уютная столовая, шикарный, иначе не скажешь, около 300 квадратных метров, спортзал, отдельно — актовый зал со сценой.

Но особенно впечатлило: закончился учебный год, а школа внутри, как будто в первые сентябрьские дни — без пятен и царапин на стенах, сломанных столов и стульев.

Пришкольный огород давно превратился в опытное поле, где ученики выращивают картошку, свеклу, лук, морковь и обеспечивают овощами не только свою столовую, удешевляя тем самым питание, но и продают излишки. За заработанные деньги купили информационные стенды, принтер, игрушки для детсада и группы продленного дня. А к каждому Новому году — подарки.

Поэтому не удивился, когда узнал, что почти все выпускники поступают в высшие учебные заведения или колледжи. При столь высоком уровне учебного процесса так и должно быть.

Решением местных властей Веркудская детский сад-средняя школа с нового учебного года переводится в статус начальной

И все же, несмотря на это, ГУО «Веркудская детский сад-средняя школа» решением Ушачского райисполкома с нового учебного года переводится в статус начальной. 

Заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Ушачского райисполкома Татьяна Шарипенко утверждает, что сделано это в целях оптимизации сети учреждений образования района и повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств. И тут же приводит аргументы: средняя наполняемость классов в сельской местности предстоящей осенью в районе должна быть не менее 7,4 человека, а в Веркудах она больше 5,1 ученика не поднимется. В результате при нормативе социального стандарта 2250,8 рубля стоимость обучения одного учащегося в этой школе составит 8831,3 рубля в год, превысив норму почти в четыре раза.

Эти показатели не очень разнятся с Глыбочанской школой, которая остается. Решающий аргумент: к 2020 году в ней будет 51 ученик, в то время как в Веркудской — на десять меньше.

ЛЮДИ ничего не имеют против этих доводов. Но почему, спрашивают они, пока в классах есть наполняемость, не дать хотя бы еще пару-тройку лет жизни и школе в Веркудах. 

— У меня шестеро детей: двое своих и четверо приемных, — говорит хозяйка семьи Александра Чумак. — Родные сыновья — взрослые самостоятельные люди. Один окончил БНТУ, второй — Военную академию. Две приемные девочки-студентки: Ольга поступила в Новополоцкий государственный университет на дизайнера, а Катя — на геофак БГУ. А еще есть двое приемных мальчиков: Вадим перешел в 7-й класс, Никита — в 9-й. Я хочу, чтобы эта школа существовала и дальше, потому что детей еще могут брать в свои семьи и другие люди. 

— На августовском совещании в прошлом году нам сказали, что остаемся, — возмущается психолог школы Наталья Латышева. — Я так и отвечала родителям. А теперь многие десятиклассники на распутье: идти в Глыбочаны или подаваться за специальностью.

В Веркудах, где проживают 232 человека, возведен с нуля Дом культуры

Ей вторит Екатерина Троцкая:

— Пришла домой, а дочка — она перешла в 8-й класс — в слезах: «Мама, была последняя линейка, все на ней плакали, что школу нашу закрывают». Нельзя так резко! Пусть бы дали хоть год на доживание.

— Дело не в том, что школу закрыли, а как закрыли — на экстренном заседании райисполкома, — объясняет преподаватель химии и труда Светлана Коробова.

— Четыре года назад закрыли Мосарскую школу — и что? Здание не продано, хотя сколько кастингов было. В деревне не стало сельсовета, ФАПа, закрывают почту. То же ждет и Веркуды. Где потом людям искать работу? — спрашивала учительница биологии Татьяна Лиленко.

РАЗГОВОР вдруг принял неожиданный оборот. Люди обеспокоены не только судьбой школы, но и самого агрогородка, в который вложены немалые госсредства.

Чего стоит один только Дом культуры, возведенный с нуля?!

В Веркудах — 232 жителя. Из них 144 трудоспособных. Возможности получить работу действительно ограничены: небольшой пансионат для престарелых, участок ЖКХ, сельский Дом культуры, школа…

Евгений Москалев, отец троих детей, откровенно признается, что работы дома нет. Уезжал на заработки в Россию, сейчас перебивается временными в соседней Глыбочке.

Проблемы в Веркудах начались после того, как в общем-то благополучное местное сельхозпредприятие СПК «Приазерный-Агро» 5 лет назад присоединили к Ушачскому райагросервису, который и «уложил» производство. Вот как вспоминает об этом бывший ветврач Светлана Медведская:

— В хозяйстве было девять ферм. А сколько молока доили и продавали! Более 90 процентов шло «экстрой». Работал и молокопровод, было поставлено и другое новое оборудование. После присоединения все разграбили. Из всех ферм осталась одна маленькая в Загорье. По специальности работать негде. Устроилась в пансионат для престарелых, а муж нанялся к частнику.

Почти аналогичную историю поведала и бывший оператор машинного доения Наталья Бакурина:

— Мы переехали в Веркуды из Ореховно. Вселились в новый дом. Стали работать на ферме: я — дояркой, муж — животноводом. Но после присоединения ферму закрыли. Чтобы погасить свои долги, райагросервис начал распродавать наших коров. Дойка вечерняя пройдет — приезжают на машинах и 25 коров загружают. Увозили ночью… 

Их слова косвенно подтвердил и первый заместитель председателя — начальник управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Александр Иоскин, заметивший, что до присоединения  к райагросервису «Приозерный-Агро» был довольно крепким хозяйством, людям вовремя выплачивалась зарплата. За несколько лет после присоединения все распалось, а по самому райагросервису начата процедура банкротства.

Не намного лучше и положение с землей. Машинный двор — на замке.

Но вернусь к школе. Да, это не секрет, школы закрываются, и чаще всего в сельской местности. Тому есть и объективное объяснение: в некоторых не наберется и пару десятков учеников, то есть на каждого ученика — по учителю. Содержать такую школу, конечно, нет смысла. 

В классах же Веркудской школы далеко не пусто. И нынешней осенью туда должны были пойти сразу восемь первоклашек.

НОВЫЙ председатель Ушачского райисполкома Владимир Авдошко считает не совсем продуманным решение местного органа исполнительной власти о реорганизации школы в Веркудах. Сказал, что будет разбираться лично, встретится с родителями учеников. А еще глава района намерен вплотную взяться за экономику. В том числе и в Веркудах, центре некогда крепкого хозяйства... 

saulich@bk.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter