Отдых насмарку. Как десятки человек остались без денег и моря

Год моря не видать

История с туристической компанией «Калипсо Тур» продолжила череду резонансных дел, когда турфирмы по разным причинам подводили своих клиентов. На этот раз отдых сорвался более чем у сотни клиентов. Деньги, правда, им начали возвращать, так что, возможно, кто-то из них и успеет догнать лето. Вопрос в другом: почему такие истории повторяются у нас год от года?

Минчанин Олег взял кредит на отпуск в Барселоне. Честно заплатил туроператору 1,5 тыс. долларов за «горящий» тур, семья собрала чемоданы… Но вместо салона самолета они оказались в милиции с заявлением на директора компании «Калипсо Тур». Таким же образом, как и Олег, поступили еще семь десятков человек. Некоторые загодя планировали свой отдых в Испании, Греции, Египте, Турции, Чехии, Болгарии, на Кипре. До последнего мирились с переносами сроков вылетов. И даже не прочь были забыть о недоразумении, лишь бы им вернули деньги, но терпение закончилось раньше. Так на нашем туристическом рынке произошел первый в этом году скандал.

В турреестре значатся почти 750 турфирм, а реально работают вдвое больше

История с продолжением

По сути, нынешняя история с «Калипсо Тур» продолжает череду резонансных прошлогодних дел. Помните истории с «Аврора Тур», «Буоно Тревел», «Оушен Тревел», «СТС Вояж» и другими компаниями, которые в итоге подвели своих клиентов? Тогда турфиры лопались, как мыльные пузыри — туристам вдруг отменяли оплаченные туры, в бухгалтерии оказывались финансовые дыры, а сотрудники компаний вдруг сбегали за рубеж, предварительно захватив с собой чемодан с деньгами клиентов... Казалось бы, в стране были приняты меры, чтобы предотвратить такого рода эксцессы. Но, как выяснилось сейчас, предусмотрели не все.

В милиции от комментариев пока воздерживаются: идет проверка. И просят тех, кто заключал договоры с ООО «Калипсо Тур» и ИП Борздый Е.Г., поделиться интересной для следствия Октябрьского РУВД информацией. Жалобы тоже принимаются. Пока же подсчитанная сумма ущерба составила 158 тысяч рублей, и эти цифры, судя по всему, далеко не окончательные.

В Минспорта и туризма за консультацией по поводу проблем с «Калипсо Тур»     обратились несколько человек. Первая клиентка сделала это буквально за пару дней до того, как жалобы приобрели массовый характер. Она посетовала, что турфирма не подтверждает дату выезда и молчит о поездке. Несмотря на странное поведение сотрудников турагентства, она доверилась туроператору — консолидатором была фирма с хорошей репутацией и 20-летним опытом работы — и решила ждать звонка до последнего. За 7 часов до отъезда даме все же объявили о сборе. Но, как выяснилось позже, ей просто повезло. В других случаях клиенты остались без денег и без моря.

Начальник отдела маркетинга и качества туристских услуг департамента по туризму Минспорта и туризма Анна Муха советует внимательно относиться к выбору турфирмы и оформлению договора. Проверять компанию, наводить справки, например, сколько лет она на рынке, продает собственный продукт или является турагентом и продвигает путевки других компаний за вознаграждение, посмотреть отзывы клиентов. Как вариант — оформить страховку от невыезда — мало ли что. За 2—3 дня до выезда на руках должен быть весь пакет документов, включая билет и ваучер на проживание в гостинице. Если этих бумаг нет — следует бить тревогу. Правда, пострадавшие разводят руками, мол, отзывы о турфирме читали, они были сплошь положительные, туры продавались по хорошей цене, а отдых им обещали сделать приятным и увлекательным.

Реестр не панацея

Кстати, в реестре турфирм, который в нашей стране ведется с конца января нынешнего года, ни ИП Борздый Е.Г., ни «Калипсо Тур» не значились. Хотя включение в этот список носит обязательный характер. В общем-то, и создавался он для того, чтобы защитить потребителя и навести порядок на рынке. По данным за середину прошлой недели, там значилось 747 организаций. В то же время, по данным Белстата, на начало этого года в стране работали 1376 турфирм. Получается, что половина компаний попросту продолжает игнорировать требования профильного законодательства. Хотя в Кодексе об административных правонарушениях есть даже статья за непредставление сведений об организации. Нарушение чревато вынесением предупреждения или штрафом в размере от 4 до 20 базовых величин. Правда, в Минспорта и туризма до сих пор к нарушителям относились мягко — ограничивались лишь предупреждениями. В министерстве при этом надеются: после ЧП игроки туристической отрасли всерьез задумаются хотя бы о создании специального компенсационного фонда.

Недавно в туристической отрасли ходили слухи о появлении у нас в стране некой саморегулируемой организации (или даже нескольких), взносы членов которой позволят сформировать фонд — своеобразную «подушку безопасности». Тратить ее средства, по задумке, собирались на компенсацию финансовых потерь несостоявшихся путешественников или на поддержку коллег-туркомпаний, которые вдруг оказались на грани банкротства или в сложной экономической ситуации. Но мнения турфирм по поводу того, кому, как и в каком объеме следует этот фонд формировать, разделились. К примеру, директор Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Валентин Цехмейстер считает, что если даже и создадут у нас такую структуру, главных проблем отрасли она не решит:

— Постоянные поиски и призывы ввести лицензирование, создать фонды поддержки потребителя, страхования ответственности и профсостоятельности туроператоров, судя по опыту нашей соседки-России, не смогут полностью исключить мошенничество. Несмотря на обилие подобных структур, при возникновении банкротств турорганизаций за ликвидацию их последствий и компенсацию издержек потребителям все равно в итоге берется государство. При этом за создание разнообразных фондов в конечном счете платят потребители — как-никак, для них путевки дорожают.

Кроме того, по глубокому убеждению Валентина Цехмейстера, формирование подобных фондов у нас нецелесообразно еще и потому, что наши туроператоры по факту являются турагентами зарубежных компаний и работают с ними по договорам комиссии. Ощутимая дополнительная нагрузка, получается, ляжет в итоге на наших потребителей туристических услуг, то есть на нас с вами. Поэтому глава РСТО советует не рубить сплеча и приглашает представителей бизнеса и госорганов сесть за стол переговоров. Проще разобраться, почему из года в год мы наступаем на те же грабли, и продумать механизм предотвращения таких ЧП. Неотвратимость возмездия и наказания и является краеугольным камнем устойчивой работы отрасли.

Возьмите на заметку

Путешественнику же директор РСТО дает советы вполне стандартные: прежде чем заказывать тур, следует как минимум посмотреть на стаж работы и авторитет компании, проверить, есть ли она в турреестре. Не лишним будет убедиться, что заключенный договор — типовой, утвержденный Совмином, а не отсебятина с многочисленными юридическими закавыками. Документ следует внимательно прочитать и прикрепить к нему все чеки. По возможности стоит прибегнуть и к дополнительному страхованию, например, предусмотреть риск неоткрытия визы или непопадания в забронированный отель. Ну и, главное, не вестись на халяву и огромные скидки.

— Помните, что турагенты, работающие от одного туроператора, продают один и тот же продукт и делают уступки за счет своего комиссионного вознаграждения. Демпинговать они могут не от хорошей жизни, это должно насторожить.

Пока же несостоявшиеся туристы надеются, что все-таки получат свои деньги. В конце прошлой недели их обнадежили, мол, выплаты вот-вот начнутся. Во вторник нескольким клиентам вернули уплаченные ими суммы. Но о массовых возвратах речи не идет.

МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ

Юлия АНТОНЕВИЧ, директор турфирмы «Калипсо Тур»:

— Так сложилось, что клиенты пришли к нам в один и тот же момент, подняли шум-гам. На следующий день у нас в офисе собралось около 20 человек с требованием расторгнуть договор, мол, мы не хотим лететь. Естественно, прекратив действие документа, выплатить в эту же секунду деньги мы не можем. Это крайне сложно. Тем более по некоторым турам для нас предусмотрены штрафы. Мы им сказали, что не можем ничего сделать, можете обращаться в милицию. В тот же день и начали поступать заявления. В дальнейшем все наши заявки были аннулированы. К сожалению, от нас сейчас никто не может вылетать.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter