Гобелен, на который стоит посмотреть

Художник Александр Кищенко попал в Книгу рекордов Гиннесса как автор самого большого в мире гобелена
Художник Александр Кищенко попал в Книгу рекордов Гиннесса как автор самого большого в мире гобелена. Его «Гобелен века» размером с шестиэтажный дом: 14 метров в длину и 19 в высоту. Несмотря на всемирную славу, полотно пылится в запасниках и почти не выставляется. «Знаменка» расспросила о судьбе шедевра вдову художника Нину Кухаренко.


От Ленина до Клинтона

Идея пришла Александру Михайловичу в самолете, рассказывает Нина Владимировна:

– Муж возвращался из Америки, перелет был долгим, и, чтобы чем-то себя занять, стал делать наброски. Он решил создать памятник XX веку и изобразить на одном полотне всех выдающихся личностей столетия: от Ленина до Клинтона, от Эйнштейна до Хемингуэя – в общей сложности около 80 персон. Если бы на планете в одночасье исчезли все книги по истории и остался только этот гобелен, по нему можно было бы многое восстановить.

– А почему такой большой размер? Чтобы наверняка попасть в Книгу рекордов Гиннесса?

– Александр Михайлович не думал о рекордах. Он всегда был таким – с размахом, ему везде не хватало пространства.

Родить идею оказалось легче, чем воплотить ее в жизнь. Когда были пройдены все этапы, от акварельного эскиза до подкартонника, изображение перенесли на рулоны картона, и мастерицы Борисовского комбината декоративно-прикладного искусства стали «переводить» рисунок в нитки.

– Специально для гобелена собрали станок, за которым одновременно работали 13 ткачих. Художник с восхищением наблюдал за ними: «Они как будто играют с нот мои мысли».


Больше только Пикассо

Работа над гобеленом длилась четыре года и завершилась в 1995-м. Не обошлось без приключений: Нина Владимировна шутит, что, если написать историю гобелена, мог бы выйти неплохой роман:

– Как-то утром ткачихи пришли в мастерскую и видят, что посреди полотна зияет огромная дыра. Мастерицы рыдают, а Александр Михайлович, когда ему позвонили, чуть не упал в обморок. Как потом оказалось, один борисовчанин украл кусок гобелена, чтобы перепродать за рубеж. Когда за похитителем пришли, его теща уже успела обработать края на машинке, чтобы рисунок не рассыпался.

К сожалению, восстановить все, как было, не получилось, мастера ткали фрагмент заново.

На открытии Кищенко сказал, что «Гобелен века» – это его лебединая песня. И как в воду глядел: через два года маэстро не стало. О том, что его детище стало рекордсменом, он тоже не узнал. Супруга вспоминает, что переписка с представителями Книги рекордов Гиннесса велась год:

– В первый раз нам отказали, потому что у Пикассо есть гобелен больший по размеру. Но мы объяснили, что у Пикассо он сшивной, а у Кищенко – цельнотканый. В результате в 1999 году нам вручили сертификат, который сейчас хранится в мастерской художника.

Расплата за славу

Несмотря на всемирную славу, судьба у гобелена незавидная: из-за огромного размера его тяжело хранить и практически негде выставлять. Много лет он пролежал в мастерской художника, рискуя быть съеденным молью.

– Содержание такого полотна – недешевое удовольствие, – признается Нина Владимировна. – Хотя бы раз в год его нужно вывешивать, чтобы проветрилось, просушилось. Раньше нам шел навстречу выставочный комплекс «Белэкспо», но в последние годы стали просить деньги за аренду, причем немалые. Даже вынести гобелен из мастерской – целая проб­лема. В лифт он, естественно, не входит, поэтому нанимали 13 носильщиков.

К счастью, сейчас вопрос с хранением решен. Благодаря хлопотам Национального художественного музея во главе с Владимиром Прокоп­цовым гобелен «прописали» в Борисове, на комбинате декоративно-прикладного искусства, где его когда-то выткали. Там поддерживаются нужная влажность и температура.

– Жаль, что не нашлось места, где бы гобелен мог выставляться постоянно. Владимир Прокопцов как-то сказал, что если бы мы нашли, где его повесить, в Беларусь специально бы прилетали чартеры с туристами, желающими на него посмотреть.

Только цифры

Площадь гобелена – 266 «квадратов», это как восемь однокомнатных квартир. 300 кг шерсти и 800 км нитей ушло на его создание.

1 млн 750 тысяч долларов – оценочная стоимость «Гобелена века».

Ах, этот поцелуй

17 лет назад в Минске необычно отметили День святого Валентина.

В спорткомплексе «Уручье» одновременно поцеловались почти шесть тысяч человек – это событие вошло в Книгу рекордов Гиннесcа.



А ведь рекорд чуть было не сорвался из-за эпидемии гриппа. Чтобы избежать новой вспышки болезни, санстанция обязала организаторов вымыть спорткомплекс с дезинфицирующими средствами, а воздух – прокварцевать.

Минчанка Ольга Новик участвовала в массовом поцелуе с будущим мужем Дмитрием:

– В 1999 году у минской молодежи развлечений особо не было, так что это событие наделало немало шума. Мы ездили в Уручье большой компанией из таких же, как мы, влюбленных пар. Помню, долго ждали, когда нам дадут команду целоваться, чтобы представители Книги рекордов Гиннесса могли зафиксировать рекорд.


С тех пор Ольга и Дмитрий успели пожениться, у них уже четверо детей.

– Иногда мы любим ввернуть в разговоре: «А вы знаете, что мы с мужем – гиннессовские рекордсмены?» – шутит Ольга.

Кстати, минский рекорд продержался недолго. В 2009 году мексиканцы разбили белорусов в пух и прах: на главной площади Мехико одновременно поцеловались почти 40 тысяч человек.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter