Почему в ОАО «Невский-Агро» Бобруйского района утилизировали 32 тонны картофеля

Гнилая месть

Надо зреть в клубень, чтобы понять, почему директор предприятия уже в который раз подвергается нападкам недоброжелателей

Если коротко, то суть проблемы, на днях широко растиражированной в интернете, в том, что в ОАО «Невский-Агро» Бобруйского района по причине безалаберности работников, включая директора, неправильного буртования и недопустимых условий хранения сгнил картофель. Для большей наглядности и достоверности слова подкреплены видеороликом с места так называемого преступления. Коли так, то права на апелляцию практически нет, все кажется очевидным. Корреспондент «СГ» позволила себе в этом усомниться и выехала на место.


В БОБРУЙСКОМ райисполкоме подтвердили: действительно, в «Невском-Агро» 32 тонны испорченного картофеля утилизировали, запахав его в поле вместе с органикой.

— Он был плохой, гнилой, после переборки. Скармливать скоту опасно — только утилизация. Способ выбрали более быстрый. Был еще один — отправить в навозо­хранилище. Но и оттуда он рано или поздно попал бы в поле, только расходы на транспортировку в таком случае больше, — комментирует ситуацию первый заместитель председателя — начальник управления по сельскому хозяйству и продовольствию Бобруйского райисполкома Дмитрий Безручкин. И обращает внимание на интересный факт: 32 тонны на самом деле небольшие потери — 1,3 процента от валового сбора картофеля в «Невском-Агро». Это допустимая норма естественных отходов при сортировке.

Согласились с этим и в НПЦ по картофелеводству и плодоовощеводству: объем испорченного картофеля в общей массе совсем невелик.

— При хранении нормативами предусмотрен определенный процент естественной убыли в зависимости от сроков. 1,3 процента, как в случае с «Невским-Агро», не тот показатель, на котором стоит заострять внимание. Наоборот, цифра настолько мала, что позволяет говорить о правильном хранении. Потому что в зависимости от условий, сорта потери могут достигать и 10 процентов, — информирует «СГ» главный научный сотрудник отдела селекции Георгий Пискун.

Другое дело, подчеркнул Георгий Иванович, утилизировали отходы неправильно: нужно было либо вывезти их на свалку, либо закопать в специально отведенном месте. Но не разносить инфекцию по полям севооборота. Правда, болезнетворные бактерии другим сельхозкультурам вреда не принесут. А вот картофель на этом поле можно будет сажать не ранее чем через четыре года.

Кстати, в самом хозяйстве говорят, что и один процент от общего вала для них слишком много. В предыдущие годы потери были еще меньше. Поэтому ситуация, с которой довелось столкнуться в этом году, вызывает некоторое недоумение среди специалистов сельхозпредприятия.

Галина Белько и Светлана Молокович занимаются сортировкой картофеля.


— Было бы правильным отобрать клубни для экспертизы, чтобы знать достоверно. Допускаю, что загноение могло произойти по двум причинам. Первая — низкая устойчивость сорта к фито­фторозу. Если в конце вегетации листья были повреждены фитофторой, заболевание могло распространиться и на клубни. Но это в том случае, если в хозяйстве пренебрегли защитными мерами. Потому что пораженный картофель долго не лежит — максимум три недели. Потом начинает течь, — таково заочное заключение заведующего отделом иммунитета и защиты картофеля НПЦ Ивана Бусько— Вторая — удушье, возникшее из-за переизбытка влаги и недостатка кислорода. Картофель, выращиваемый в низинных, подтапливаемых участках, тоже подвержен воздействию гнили.

А что, если подпорченный картофель, как советует автор того самого ролика, скормить скоту — дескать, бычкам и такой сойдет? Только станет ли нормальный хозяин кормить скот подгнившей, с плесенью, картошкой? Ладно, если случайно попала пара клубней. Но в принципе такая практика недопустима. Это чревато расстройством пищеварения у животных, начнутся отравления, поясняет заведующий лабораторией кормления и физиологии питания КРС НПЦ по животноводству Василий Радчиков.

ДИРЕКТОР сельхозпредприятия «Невский-Агро» Александр Атрохов инцидент комментировать не торопится. Ранее высказал предположения по поводу того, что могло спровоцировать ситуацию:

— Видимо, не всем по душе мой стиль управления, вот и решили побороться. Имею в виду тех, кому дисциплина как нож острый. А таких хватает — хозяйство долгое время находилось в бедственном положении, руководители часто менялись, вот работники и расслабились. О чем говорить, если техника стояла не на мехдворе, а на подворьях механизаторов. 

Директор ОАО «Невский-Агро» Александр Атрохов.

Когда Александр Александрович установил на технику датчики GPS-навигации, пошла волна возмущений. Не всем понравилось, что теперь руководитель отслеживает и передвижение техники, и расход топлива.

Нововведения для директора обернулись жалобами и кляузами. Он не сдавался. Потом люди свыклись, но обиду за пазухой затаили. Вот откуда берет начало картофельный скандал.

— В этом году накопали 2,3 тысячи тонн картофеля. Прежде чем отправить в хранилище, отобрали поврежденные клубни — на корм скоту, гнилые — на утилизацию. Последних набралось 32 тонны. В принципе, если картофель гниет, мы вправе списать до трех процентов, порядка 70 тонн, и никто нас не осудит. Если больше — нужно создавать комиссию. Почему контейнеры свое­временно не вывозили? Техника была занята на уборке кукурузы. Как только машины освободились, стали вывозить. Кто-то воспользовался моментом, чтобы подставить мне очередную подножку…

ВСЕ БЫ хорошо, если бы не одно «но». Имя Александра Атрохова пару месяцев назад уже было на слуху. Помните, гулял на сайтах ролик о том, как директор, не особо стесняясь в выражениях, общался со специалистом, который, как оказалось, на встречу пришел с включенным диктофоном. Отсюда вопрос: если снаряд, скажем так, в одну воронку дважды падает, то это уже не случайность? Значит, либо методы руководства неправильные, либо вовсе не пригодные.

Историю ту Александр Александрович вспоминать не любит, тем не менее от ответа не ушел:

— Действительно, сожалею, что не сдержался тогда, сорвался. Но и вы должны понять мое состояние: человек после вуза, отработав три года, не может накладную заполнить. Да и зачем: видите ли, он рэпер, пишет стихи — не до работы ему. А в конце месяца его объемы приходилось разбрасывать на всех. Разве нормально, что ему на зарплату зарабатывали другие? Ладно если бы не помогал — я целый год боролся, старался научить, объяснить, передвигал на разные должности, пытаясь хоть как-то его задействовать. Кажется, поручил самое простое: вести доверенности — и там накуролесил. В какой-то момент терпение лопнуло… Я много воспитал молодых специалистов. Никто плохого слова не скажет. Это первый случай...

В хозяйстве построены современные хранилища с климат-контролем, поэтому из-за нарушений условий хранения картофель испортиться не мог, утверждает агроном хозяйства Марина Зык.
КОНЕЧНО, правда у каждого своя, но мой собеседник, а я это хорошо вижу, не из тех, кто прячется в кусты, вину на кого-то другого перекладывает. Он состоявшийся руководитель, опытный агроменеджер. И утверждаю это не я. Есть свидетель куда более объективный и независимый — статистика.

А цифры говорят следующее. Темп роста производства валовой продукции к уровню прошлого года по итогам 12 месяцев ожидается на уровне 164 процентов. Зерновых и зернобобовых намолотили 7194 тонны — на 3708 больше, чем в 2018-м. Урожайность 30,9 центнера на круг — на 72 процента выше. Интересная ситуация и по валовому производству молока: темп роста по итогам 12 месяцев к уровню 2018-го превысит 120 процентов, а это 670 тонн с плюсом. При этом количество дойного поголовья на уровне прошлого года — 1395 буренок. Кстати, о прибыли. В прошлом году заработали две тысячи рублей, а по итогам нынешнего будет порядка 61 000. Рентабельность продаж поднялась с нуля до четырех процентов. Примечательно, что рост показателей наметился лишь с приходом Александра Атрохова. Это подтверждает грамотность его подходов к организации производства, что позволило увеличить выход продукции на балло-гектар. А ведь «Невский-Агро» находится на санации по Указу № 253. Это значит, что рассчитывать приходится только на себя. И при всем при том купили новую кукурузную сеялку. Как так?

— Раньше в хозяйстве эту культуру никто в расчет не принимал. Мы же подошли к производству с позиции бизнеса. Подключили Бобруйский мясокомбинат: он нам помог закупить качественные семена кукурузы и новейшую импортную сеялку. Не за спасибо — не поверите, но мы с мясокомбинатом уже рассчитались. Как такое может быть? Простая арифметика. В этом году посеяли 1200 гектаров кукурузы — втрое больше, чем в 2018-м. Намолотили 3300 тонн зерна, выручки за которое хватило на погашение долга за технику.

Александр Атрохов пришел в хозяйство в середине 2018-го. И первым делом поставил задачу привести поля в нормальный вид — окультурить их, избавиться от сорняков. В итоге год порадовал урожаем, даже погода не помешала. Относительно молока: рост пошел, как только правильно накормили скот. Кроме того, объясняет руководитель, пришли сильные специалисты, с которыми он выстраивает производство на языке технологий. Правда, дается нелегко. Но это дело времени.

syritskaya@sb.by

Фото автора

P.S. Как дальше будет развиваться ситуация в «Невском-Агро», покажет время. Но очевидно, что выплеснутый негатив все больше смахивает на мелкую пакость. Если бы действительно Александр Атрохов проявлял халатность в отношении дел, в чем его пытаются обвинить, хозяйство не только бы не поднялось, а ушло бы в еще больший минус. Впрочем, расставляйте акценты и делайте выводы сами. В народе хоть и встречают по одежке, но провожают по уму.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter