«Глянешь вниз, стоя на реях, а страховочный пояс не пристегнут...»

Идея пригласить героев нашего газетного «сериала» в «БН» (а вышло более чем 30 публикаций!) пришла задолго до его финала. Как же лично не познакомиться с четверокурсниками БГСХА Тимофеем ГОНЧАРОВЫМ и Виктором МУРЗОВЫМ? По прибытии в Минск после своего увлекательного путешествия они пообещали навестить газету-«сельчанку» и приехали, как только позволила учеба. И вспомнили по нашей просьбе самые яркие моменты морского приключения. «БН» задала им несколько подытоживающих вопросов...

Студенты-мореплаватели из БГСХА Тимофей Гончаров и Виктор Мурзов после двух морей на «Крузенштерне» «прибились к берегам» «Белорусской нивы».

Идея пригласить героев нашего газетного «сериала» в «БН» (а вышло более чем 30 публикаций!) пришла задолго до его финала. Как же лично не познакомиться с четверокурсниками БГСХА Тимофеем ГОНЧАРОВЫМ и Виктором МУРЗОВЫМ? По прибытии в Минск после своего увлекательного путешествия они пообещали навестить газету-«сельчанку» и приехали, как только позволила учеба. И вспомнили по нашей просьбе самые яркие моменты морского приключения. «БН» задала им несколько подытоживающих вопросов...

— Ребята, как же все-таки получилось, что именно вы поплыли через два моря — Балтийское и Северное, а не кто-либо из ваших однокурсников?

Виктор МУРЗОВ: — Всему «виной» учеба. Нашу успеваемость, а также участие в общественных мероприятиях, спортивных соревнованиях сложили воедино — вот и вышло, что мы самые-самые. Может, звучит не очень скромно, но тех, кто старается, надо поощрять!

— Вы учились на матросов в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России. Как чувствовали себя там двое белорусов среди граждан нашей восточной страны-соседки?

Виктор МУРЗОВ: — Да неплохо. Менталитет, конечно, похожий, но белорусы однозначно попроще. Скромнее, душевнее.

Тимофей ГОНЧАРОВ: — Россия — не просто государство, это целый мир! Кажется, люди с одной страны, говорят на одном языке, но характер, стиль поведения, в зависимости от места проживания, отличаются кардинально! Например, астраханцы — все как на подбор с горячим темпераментом и уж очень «своим» взглядом на то, как нужно себя вести в обществе. А вот вологодцы, нижегородцы, уроженцы Мурманщины — вообще, северяне — больше похожи на нас.

— Кстати, о характерах… Морская служба накладывает отпечаток на человека? И обходит ли это влияние уже сформировавшиеся личности?

Тимофей ГОНЧАРОВ: — Нет, не обходит. Люди, которые ходят в море постоянно, становятся более решительными, ответственными, дисциплинированными. Они способны на поступки с большой буквы. Порой — с крайностями…

Виктор МУРЗОВ: — И обратная сторона у этой медали тоже есть: моряки отрываются от родных, отвыкают от привычного круга общения. Многие становятся замкнутыми службистами, которых ничего, кроме их дела, не интересует. И все это на фоне снижения престижа морской службы, ведь торговый и особенно военный флот России переживает кризис. Корабли стоят на рейде без двигателей. В «стадии» вечного ремонта…

— А сами как — закалились в плавании?

Виктор МУРЗОВ: — Себя на прочность точно проверили. Жизнь на паруснике — это бесконечный конвейер, в котором каждое движение имеет смысл. Поживешь три месяца, работая в три смены — кухонную, рабочую, вахтенную, — научишься вставать вовремя, контролировать себя, брать ответственность за проделываемую работу. Постепенно понимаешь, что по-другому нельзя — это жизнь. Морская!

— Проколы бывали?

Тимофей ГОНЧАРОВ: — Да, конечно, такое с каждым случается. Мне, например, дали наряд за то, что вышел на построение с другой матросской сменой. А один своенравный морячок провел в нарядах по уборке гальюна (туалета) целую неделю. Но не исправился.

— Один читатель «БН» отозвался о вашем плавании так: «Рейд на паруснике был бы интересен, если бы все шло, как в старину. Теперь моряков наверняка страхуют с воздуха. Или катер рядом плывет. О штормах предупредят, от непогоды уберегут. Несерьезно!»

Виктор МУРЗОВ: — Зачем тогда затевать все это, если плавание на «Крузенштерне» — обыкновенная «игра в солдатики»? Ведь академии рыбопромыслового флота нужны моряки, мужчины, а не декоративные манекены...

— Опасности все-таки были?

Тимофей ГОНЧАРОВ: — Да. Однажды сделали штормовое предупреждение — и мы разбежались по кубрикам, задраили люки. Стали ждать — разыграется шторм или нет? Обошлось. Нам рассказывали, что однажды два парусных судна столкнулись из-за неправильно рассчитанного курса — сошлись траектории кораблей. Те, кто был на мачтах, погибли.

Виктор МУРЗОВ: — Но угроза жизни может быть связана не только с пожаром или крушением. Так, мы нередко снастили паруса, стоя на реях (поперечных брусьях, на которых они крепятся) разных мачт. Бывало, глянешь — а страховочный пояс не пристегнут! Как подумаешь, что работал все это время с риском не удержаться под порывом ветра — голова кругом идет.

— Есть вещи, к которым вы не смогли привыкнуть?

Тимофей ГОНЧАРОВ: — Разве что к «назойливой» качке приучиться сложно. Меня довольно долго мутило. Но моряки относятся к этому снисходительно. Капитан рассказывал, что сам лорд, адмирал Горацио Нельсон, не мог привыкнуть к качке всю жизнь. Причем по матросскому обычаю тех лет, когда покидать свой пост было нельзя даже под страхом смерти, его тошнило прямо… в собственную шляпу с алмазным челенгом (пером), полученным от турецкого султана за победу при Абукире.

— Какое открытие для вас было самым приятным?

Виктор МУРЗОВ: — Когда мы вышли в увольнение в Антверпене, нам повстречались соотечественники, когда-то жившие в Витебске. Мы гуляли по городу, перезнакомились со всеми их друзьями, посидели в ресторанчике. Сразу видно — славяне тянутся друг к другу! Сегодняшняя Бельгия, как и вся Западная Европа, — «котел», в котором «варятся» представители десятков этносов, религиозных конфессий. У многих из них отличный от нас менталитет, с ними не особо приятно общаться. Вот наши в Бельгии и рады видеть любого бульбаша. Все-таки люди — главное богатство Беларуси. Таких за рубежом точно нет!

— Надеемся, вы вскоре дадите повод «Белорусской ниве» написать и о ваших трудовых успехах? Ведь вам осталось учиться на инженера-землеустроителя и инженера-технолога по промышленному рыбоводству всего-то год...

Виктор МУРЗОВ и Тимофей ГОНЧАРОВ: — Постараемся! Хотелось бы поблагодарить за предоставленную возможность поплавать на «Крузенштерне» ректора БГСХА Александра Курдеко и бывшего заместителя декана по спорту землеустроительного факультета Светлану Червякову. Спасибо! Без них ничего бы такого в нашей жизни не было!

С путешественниками общался Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

НА СНИМКАХ: Виктор и Тимофей в гостях у «БН»; вспоминается часто жизнь на корабле...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter