Дайвер Андрей Лихачев — о своем увлечении, уникальных глубинных находках и подводной истории

Глубокое погружение в историю

Его мир — подводный. Его обувь — ласты, глаза — объектив камеры, воздух — баллон за плечами. Знакомьтесь: Андрей Лихачев, руководитель дайвинг-центра «Морской пегас» и один из основателей направления подводной археологии в стране. Благодаря этому человеку, а также тем, кого он объединил своим увлечением, многие скрытые на дне водоемов исторические артефакты вновь увидели свет и предстали перед глазами удивленных потомков.

Андрей ЛИХАЧЕВ: «Долгое время не подозревал, что в наших белорусских озерах можно нырять. Конечно, их красота уступает экзотическим морям и океанам, но у нас под водой интереснейшая история». 

Первый фотоаппарат

Девиз Международного дня памятников и исторических мест, который ежегодно отмечается в мире 18 апреля, — «Сохраним нашу историческую родину». Наш сегодняшний герой — непосредственный участник сохранения того, что важно для нашей страны. Его основная работа уже более 20 лет — руководство дайвинг-центром, где он обучает подводному плаванию, вторая — подводная съемка, третья — подводная археология. Мы не раз писали про исторические находки, которые обнаруживала команда Лихачева с археологами. Из последнего: работали на месте переправы войск Наполеона, подняли со дна реки Ясельды у Жаберского замка 17 шведских бомб… Что зима, что лето — они всегда выезжали на места известных исторических событий, чтобы найти там под толщей воды забытые предметы. 

...Андрей родился в Борисове. Семья потом переехала в Минск, но в город детства Андрей приезжал часто — на каникулы к бабушке с дедушкой. Рядом Березина и ее история переправы наполеоновской армии. Конечно, с друзьями, будучи любознательными мальчишками, наслушавшись легенд, мечтали найти знаменитый клад. 

Нырять и плавать Андрей ЛИХАЧЕВ начал рано: еще в детстве папа подарил подводное пневморужье. Кто знал, что он станет дайвером?

Его папа преподавал сопромат в политехническом институте, мама работала администратором в кафе, а Андрей решил стать оператором. 

— Папа увлекался фотографией и на один из моих дней рождения подарил и мне фотоаппарат «Смена-7». Я всегда участвовал с ним в проявке и распечатке фотографий: очень уж это увлекало! — вспоминает Андрей Лихачев. Когда уже подрос, то устроился на «Беларусьфильм» — попробовал себя в роли осветителя. Там же попал в студию документального кино «Летопись» и стал ассистентом оператора. Конечно же, Андрею хотелось стать самостоятельным оператором. 

Решил поступать во ВГИК. В первый раз не получилось: конкурс был 27 человек на место. Во второй раз — прямо в цель и сразу на курс к мастеру-кинооператору Вадиму Ивановичу Юсову, который работал с Андреем Тарковским и Сергеем Бондарчуком. Тот при просмотре фоторабот Андрея Лихачева на экзамене вторил: «Вам надо поступать…» 

— Не получилось отучиться пять лет. После второго курса просто не поехал на учебу: наступили непростые 1990-е, и надо было зарабатывать. 

Путешествия с аквалангом

— На одной из туристических выставок в 1997 году заметил стенд с современным снаряжением и оборудованием для дайвинга. Такое видел лишь на картинках! Заинтересовался и узнал, что ищут людей, которым было бы интересно заниматься дайвингом. У меня для этого было все. 

Работает наш герой по системе PADI — Профессиональной ассоциации инструкторов по дайвингу.

Год поработав с дайв-центром, открыл свой клуб. К этому времени уже существовала небольшая группа единомышленников — друзей и знакомых, которым тоже было интересно заниматься подводной охотой, нырять. 

Впервые попав на Красное море, Андрей Лихачев обомлел, увидев подводные красоты. Но дальше последовали Таиланд, Галапагосские острова, Новая Гвинея, Сулавеси, Палау, Раджа-Ампат и даже остров Кокос — знаменитый «Остров сокровищ»… Везде оставляли следы своих ласт команда и ученики Андрея Лихачева, а на выходе получались отличные подводные сюжеты о морских путешествиях, которые выходили на телевидении. 

— Когда обнырял полмира и перестали уже удивлять акулы, черепахи и цветные рыбки, появился огромный интерес к подводным исследованиям. Естественно, на этапе, когда мы объездили и Беларусь, находя во время наших погружений на доньях водоемов то кувшины, то затопленную долбленку — подобие того 500-летнего челна, который несколько лет назад мы достали из Немана, — интерес наш стал разогреваться. 

Однажды Андрей Лихачев познакомился с молодым сотрудником Института истории НАН Маратом Климовым — сейчас это уже известный археолог — и с ним провел первую исследовательскую экспедицию по притоку Двины, где искали знаменитый взорванный Борисов камень. Тогда удалось найти обломки. Андрей Лихачев надеется, что в обозримом будущем историки и дайверы вернутся на место и найдут еще обломки, чтобы раскрыть более полную картину. 

— Вся та работа была построена на дружеских началах, романтике и интересе. Но я решил обивать пороги Института истории НАН, чтобы проводить такие экспедиции планово, серьезно. Тогда никто это предложение не воспринял: мы же не профессиональные археологи. Разовые экспедиции все же продолжались, со временем познакомились с учеными, в частности, с Вадимом Шадыро. С ним на озере Селява провели летнюю и зимнюю экспедиции, исследовали территорию вокруг острова, на котором он работал, — Андрей перечисляет попытки становления подводной археологии. — Я чувствовал: надо было возрождать подводную археологию в нашей стране.

Попытки начать сотрудничество с институтом не давали результатов, пока «черные копатели» не обнаружили останки рыцаря, погибшего в 1502 году, в реке Вихра под Мстиславлем. Об этом стало известно знаменитому историку, профессору, ныне председателю постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорю Марзалюку, и он вышел через институт на Лихачева.

— Нас долго уговаривать не надо было, — смеется Андрей. — Уже на следующий день выехали с группой на место, начав интенсивно работать... Мы нашли шпоры, части амуниций, уникального шлема и другие предметы. Сегодня эти результаты наших изысканий хранятся в музее. 

В начале 2015 года между Институтом истории НАН и дайвинг-центром «Морской пегас» было заключено соглашение о сотрудничестве по развитию в стране нового направления — подводной археологии. Андрей Лихачев взял на свою команду важное: подготовку и обучение студентов-историков, обеспечение их амуницией, волонтерскую работу профессиональных дайверов на объектах поисков. У него даже есть предложение создать перечень историко-культурного наследия, которое находится под водой. Этот список постоянно пополняется: дайверы ведь без дела не сидят и сотрудничают не только с историками, но и с гидрологами, геологами и всеми теми, кто хоть как-то связан с подводным миром. 

Андрей Лихачев во время археологической экспедиции по исследованию замка Жабер. Находки пролили свет на события, происходившие во время осады крепости шведскими войсками во главе с Карлом ХII.

— Нам удалось не просто начать исследовать известные объекты, но мы в прямом и переносном смысле начали поднимать со дна историю нашей страны даже там, где никто не догадывался, что она может быть, — объясняет наш герой. Он не хочет пока раскрывать карты, но сегодня уже есть объект, который скоро станет сенсацией. Дайверы и историки изучили все документы, проработали легенды, выезжали на разведку… Речь идет о таинственном белорусском острове-городе, которого сейчас уже не существует: он затоплен. 

Перечислять, сколько всего за многие годы сделали историки-дайверы, можно долго: исторические находки, фестиваль рифов, ежегодные очистки водоемов и многое другое. Впереди у Андрея и его команды еще много работы. 

kasel@sb.by

Фото из архива героя материала.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter