СЕГОДНЯ в Глубоком завершается «Вишневый фестиваль». Не ошибусь, если скажу, что праздник уже можно назвать народным: события ждут, к нему готовятся, на него собираются целыми семьями. Проект мощно сплотил людей: «Вишневый фестиваль» стал для них поводом сделать свой город ухоженным и комфортным местом для жизни. Говорят, Глубокое пятилетней давности (а именно столько лет проводится фест) и нынешнее — две большие разницы. Убедились в этом намедни и корреспонденты «СГ».
НАЧАЛО преобразованиям было положено еще в 2012 году, когда Глубокое принимало День белорусской письменности. Тогда к празднику заметно преобразились многие объекты социально-культурной сферы. Реновация коснулась Дома культуры, СШ № 1, стоматологической поликлиники, детской художественной школы имени Язепа Дроздовича...
В декабре того же года в Минске проходил Международный форум «Имидж Беларуси: время действовать». Здесь на конкурсе творческих работ по брендингу регионов Глубокский район презентовал «Вишневый фестиваль». Проекту присудили второе место. Что это значило? У задумки сделать из города привлекательное для туристов и удобное для жизни место просматривался потенциал. В качестве награды для района разработали четыре варианта логотипа. Жители Глубокого выбрали наиболее подходящий — вишенки на нотном стане — вместе. Вместе начали делать свой город краше. А уже 30 апреля, чтобы подтвердить свои намерения, заложили вишневый сад на 1414 деревьев.
Впервые позывные фестиваля прозвучали в 2013 году. В честь его в центре города установили скульптуру «Глубокская вишня». Почему акцент сделали именно на ней? Оказывается, в 20—30-е годы позапрошлого века селекционер Болеслав Лапырь, уроженец района, вывел собственные зимостойкие сорта — гибрид вишни и черешни со сладкими, сочными и крупными плодами. И очень символично: сегодня красивые плодоносящие вишневые деревья можно увидеть буквально на каждом подворье.
Не исключение и сад председателя Глубокского райисполкома Олега Морхата. Урожай вишен, по оценкам Олега Викторовича, агронома по образованию, конечно, мало порадует садоводов в этом году. Зато есть о чем рассказать: город хорошеет из года в год. Нужно было всего лишь объединить жителей одной идеей — фестивалем, объясняет Олег Морхат:
— На этапе шлифовки идеи пришли к выводу, что город и район с великой историей и основательной культурной базой должен иметь свой бренд. Фестиваль — отличная его форма. Он постоянно подстегивает думать каждого, как можно улучшить свой город, свою жизнь. Учит заботиться о том месте, где ты живешь. Гости, несомненно, видят конечный результат — красивый праздник. Но для нас это каждодневная черновая работа. И уже сейчас мы задумываемся, как развиваться дальше. Заинтригую: уже есть идеи по улучшению инфраструктуры города на перспективу. Очевидно, что нам не хватает бассейна, летнего амфитеатра (на него уже подготовлена проектно-сметная документация, определено место), ЗАГСа. В планах — создание картинной галереи, дорожек для велосипедистов и соответственно парковок для двухколесного транспорта...
КСТАТИ, все предприятия и организации района подключаются к благоустройству. Допустим, только в этом году городу было подарено 12 декоративных указателей с названиями улиц, а еще — 6 уличных часов.
Жительница Глубокого Татьяна ЛУКЬЯНЕНОК со спелой вишней.
Преобразования весомы и заметны везде. Возьмем, к примеру, площадь Центральную. Примыкает к ней озеро Кагальное. Его берег еще пять лет назад трудно было назвать местом, где по-хорошему хозяйничал человек. Не чета теперешнему благоухающему оазису, где разбит Сквер молодоженов. И практически каждый год его сердце украшают малые архитектурные формы. Только по семейной тематике мы их насчитали пять: «Подкова счастья», «Скамейка примирения», «Кошелек благополучия», «Скульптура любви» и «Дерево желаний». А еще на берегу величественный «Дед-глубочанин». Прототипом для бронзового изваяния стал Александр Антонович Соболевский — учитель, краевед, член глубокского подполья в годы Великой Отечественной войны. И это тоже не случайно: скульптура как будто бы символизирует благодарность потомков и народную память.
Технолог Глубокского молочноконсервного комбината Галина САВИЦКАЯ презентует сгущенное молоко с логотипом фестиваля.
К слову, с прошлого года на входе в сквер установили монументально-декоративную скульптуру «Семья». И неспроста: в последние два года в Глубоком удалось сомкнуть демографические ножницы, рождаемость впервые за долгое время превысила смертность. За это время вырос целый микрорайон.
Почтовая марка в честь «Вишневого фестиваля» в руках председателя Глубокского районного Совета депутатов Галины УНУКОВИЧ.
Северный теперь — молодежная столица Глубокого: там сдано в эксплуатацию 12 60-квартирных домов. Прекрасную инфраструктуру с магазинами, почтой, аптекой и другими объектами дополнил еще один — в микрорайоне открылся новенький детсад. Оно и вполне логично: в Северном воспитываются более 320 малышей до 6 лет.
Ну и конечно, самая большая стройка этого года — прокладка городской центральной канализации. Этого Глубокое ждало не один десяток лет, по линии Банка реконструкции и развития в него инвестировано около 10,5 миллиона долларов.
...На протяжении пяти дней звучат в Глубоком вишневые мотивы. Кстати, с этого года фестиваль приобрел статус международного, что еще больше подняло для горожан планку. Только и остается, что держать ее.
НА ЗАМЕТКУ
Не упустите момент и под занавес фестиваля купите фирменное сгущенное молоко, которое производят в Глубоком, — с сахаром и ароматом шерри-бренди. «Вишневый фестиваль» послужил поводом продвижения лакомства как брендового продукта. На этикетку нанесли логотип феста, изготовили сувенирную упаковку.
uskova@sb.by
Фото Павла ЧУЙКО и БЕЛТА
В ТЕМУ
КОГДА верстался номер, стало известно, что Глубокский район назван лучшим для бизнеса среди регионов Витебской области с населением менее 50 тысяч человек: на 1000 человек здесь приходится больше 27 субъектов хозяйствования. Один из видов действенной поддержки предпринимательству — безвозмездная передача неиспользуемого госимущества субъектам малого и среднего бизнеса. Для района это — инвестиции, поступления в бюджет и создание новых рабочих мест, для самих предпринимателей — стимул к действию. В прошлом году таким образом реализованы девять проектов. Среди них ветклиника, деревообратывающее производство, СТО. Уже к ноябрю на бывшие площади Глубокского консервного завода придет частник, который займется выпуском зеленого горошка.
Анна НАУМОВА
Navumavahanna@mail.ru