Все школьники — от первоклашек до 11‑классников — вместе открыли символическую книгу мужества и написали искреннее письмо прадеду. День Великой Победы — какие смыслы о нем передают педагоги современному поколению? Чтобы это узнать, мы заглянули в гимназию № 43 Минска. И неспроста: здесь создан музей, посвященный именно этим страницам нашей истории.

— Это мой прадед Борис Антонович Козловский. Свое письмо решил адресовать именно ему. Он ушел на фронт почти в моем возрасте, но подделал документы, чтобы его посчитали старше и взяли. Такое сильное было желание защищать Родину! Говорю это — и ощущаю внутренний трепет.
Пример прадеда вдохновил молодого человека взяться за доскональное изучение темы Великой Отечественной войны. С 2023 года парень занимается исследованием, посвященным героизму и трагической судьбе военнопленных в шталаге 352.
Во время работы у ребят гимназического поискового отряда «Память» получилось установить судьбу пяти военнопленных. Более того, история имела неожиданное продолжение: удалось найти племянницу одного из погибших и передать ей лагерную бирку с учетным номером родственника. Эта работа была представлена Климентием на республиканском конкурсе научно‑исследовательских краеведческих работ учащихся и отмечена как одна из лучших.По крупицам собирать информацию школьнику помогала учитель истории 43‑й гимназии Карина Сильванович. Несмотря на небольшой педагогический стаж, она уже успела влюбить в свой предмет целые классы. Учитель признается: у нее это семейное. Карина Сергеевна из педагогической династии: два деда были кандидатами наук, преподавали в вузах. Своих учеников девушка вовлекает в изучение исторической теории, обращая особое внимание на эмоциональный аспект. Для единого урока педагог подготовила документальные видеофрагменты.
— В нашей стране не только чтут память о прошлом, но и открывают новые страницы истории. Важно, чтобы дети знали об этом, — акцентирует Карина Сергеевна. — Генеральная прокуратура постоянно публикует неизвестные ранее факты о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, что позволяет любому учителю поделиться ими с учащимися.
Матрица единых уроков разрабатывалась лучшими методистами страны, а занятия чаще всего проходят в торжественной обстановке — в библиотеке, актовом зале или, как здесь, в музее. Директор гимназии Мария Ковалевская подчеркивает:
— Я вижу в этом глубокий символизм: во всех уголках страны в особой атмосфере памяти и уважения дети открывают для себя важные смыслы. Музейное пространство нашей гимназии включает три музея, что позволяет создавать для ребят в буквальном смысле незабываемые уроки памяти. В этот раз листали книгу мужества. Особое внимание старались обратить на знаковые события, происходящие на нашей территории, подчеркнуть вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне.azanovich@sb.by