Улично-стачечные протесты обычно приводят к переделу собственности

Глубокий передел

Все благородство, романтизм и народовольство улично-стачечной политики заканчивается после ее победы. Не дай бог, конечно. И какими бы идейными бессребрениками не были лидеры протестов, все заканчивается одним и тем же — переделом собственности. Хотя первоначально вроде бы такой вопрос в повестке дня и не являлся ключевым. Но именно этим и завершается. Захватившие на штыках матросов Петроград большевики в конечном итоге все национализировали, противостояние коммунистам демократов в социалистической Польше и других странах Восточной Европы привело к приватизации. Впрочем, как и в России с Украиной. А в Москве и Киеве в начале 1990-х улица сыграла немаловажную роль. Впрочем, у южных соседей она и сейчас весьма часто применяемый инструмент. Даже свое­образный рынок появился: несколько тысяч человек вывести на Майдан не вопрос. И по сходной цене. Лозунги предоставляет заказчик. И народная активность активно используется не только в украинской политике, но и не реже (возможно, и чаще) как элемент экономической конкуренции, в которой нередко конечной целью ставится опять же передел того или иного актива. Поэтому в любом уличном протесте (извините за цинизм) ищите деньги. За вывеской тех самых благородных идей и лозунгов, на которые ведется честный и непрожженный обыватель. Даже с высшим образованием.

Возьмем хотя бы серию американских бунтов. Вроде бы люди возмутились гибелью афроамериканца. Справедливость лозунгов манифестантов против насилия и расизма по большому счету тоже не вызывает сомнения. Правда, мирные шествия вылились в погромы. Но здесь другой момент: на фоне протестов мгновенно всплыли разные общественные фонды с предложением… ликвидировать полицию. Ну не то чтобы совсем ликвидировать. Просто функции ее передать общественным организациям. И бюджет правоохранительный тоже, естественно. Откуда ни возьмись появился многомиллиардный коммерческий интерес. Конечно, общественность могла всколыхнуться и сама собой, но насколько костерок презрения к силовикам разгорался самостоятельно — вопрос очень даже интересный. Когда на кону большие деньги, без технологий манипулирования массовым сознанием не обходится.


В Беларуси улично-стачечное движение тоже как-то уж чрезвычайно настойчиво вращается вокруг государственного сектора. И за лозунгами пацифизма, всеобщей любви и братства, ненавязчиво все больше вплетается коммерческий интерес. Недаром же плодящиеся за границей разные «координационные» и «антикризисные» фонды одной из строчек в своих программах за гуманистической риторикой проводят красной линией идею реформирования белорусской экономики. И с вполне четким фокусом — госсектор надо реструктуризировать. Хотя это является не более чем эвфемизмом «разрушить».

«Большой передел» чреват не только для бюджетников и госслужащих. Он мимо всех не проходит. Не заметили, как четко острие «проповеди» сместилось в сторону медицины? С вполне непрозрачным акцентом и намеком — а вот на Западе медики людьми зовутся. И уважением пользуются, и материальные блага им приносят на блюдечке. Так и напрашивается вывод: «долой прогнившую бюджетную медицину». У коммерсантов и кушеточки поновее, и кофематы стоят, и девочка на ресепшен вежливая и улыбчивая… Не то что в этих госбольницах. Так-то оно так, только открытым остается вопрос: сколько белорусов смогут себе позволить эту «медицинскую красоту»? Хотя коммерция расцветет. Медицинский бизнес самый прибыльный. Особенно в странах, в которых отсутствует госсектор. Жить захочешь — все из карманов вывернешь. Впрочем, это же справедливо и для других сфер: образования, промышленности, сельского хозяйства… Собственно говоря, «педалирование» санкций против определенных компаний (не только государственных, но и частных) политиками «новой волны» — один из намеков, что в случае «демократического» развития событий передел произойдет. Под разными соусами: исходя из приверженности демократии владельцев или для повышения эффективности. В любом случае дележка не приносит социального спокойствия. Только обостряет и углубляет общественный раскол. Про страдающее благосостояние большинства я уже не говорю.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter