Глубокие знания дают в Глубоком. Почему в этом районе все школьники хотят хорошо учиться?

Далеко не каждый сельский район может гордиться высокими качественными результатами в системе образования. Глубок-ский район готов дать фору многим городским учреждениям образования в интеллектуальном соперничестве умников и умниц. Здесь один из самых высоких на Витебщине показателей поступления выпускников средних школ в вузы и колледжи, а ребята из малонаселенных деревень становятся победителями республиканских и областных предметных олимпиад.

Какая мышка говорит на языке Паскаля?

У Лидии Анатольевны Романчук ребятишки уже во втором классе знают, как устроен компьютер, старшеклассники решают задачки, защищают проекты на языке Паскаль и проводят эффектные презентации с элементами мульти-
пликации и музыки. И это при том, что некоторые малыши только в школе впервые берут в руки компьютерную мышку.
Семиклассники Лидии Романчук недавно принимали участие в интернет-олимпиаде по информатике в Санкт-Петербурге, где решали задания наравне с учениками 9—11-х классов.
Факультативы, клубы в глубокской СШ № 3 — это не только место, где учатся, учитель и ученики там общаются друг с другом.
— Уже пять лет глубокские школьники активно участвуют в международных интернет-конкурсах: телекоммуникационных проектах по химии, физике, эколого-биологической викторине “Птицы России”, — говорит Лидия Романчук.
Когда готовили проект по физике, нужно было проследить, какой аппаратурой оснащена районная больница. Для семиклассников это была увлекательная работа с конкретным материалом.
— Детей нужно знакомить с раннего возраста с информационными и компьютерными технологиями, — считает Лидия Анатольевна, — потому что наше будущее станет их настоящим. Да и с раннего возраста они быстрее осваивают компьютер. В нашей школе учителя ведут уроки с использованием интерактивной доски, это подстегивает всех готовить новые презентации. Так, например, ученики 10-го класса выступали с презентацией “За здоровое питание” на областном экологическом форуме и заняли призовое место, их пригласили на республиканский экологический форум.
Учительское кредо Лидии Романчук — в высказывании Сократа: “Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться”.

Хочешь на Олимп? Идем вместе!

Каждый третий, а то и второй учащийся Глубокского района участвует в олимпиадном движении различных уровней. В отделе образования приводят яркий пример победы в данном виде интеллектуального соревнования школьников — Александр Матюшонок из деревни Суклино завоевал первое место на республиканской олимпиаде по трудовому обучению. Смекалистый парнишка из любого подручного материала мастерил совершенные чудеса. В округе говорят, дедов внук — его дедушка был известным столяром и плотником. А Саша благодаря своим стараниям и победам заработал и ноутбук, и телевизор с пылесосом...
— У нас в районе традиция материально стимулировать тех, кто отличился в учебе и общественной жизни, — говорит начальник отдела образования  Роман Тарасевич. — По решению райисполкома в первом полугодии 30 школьников получили по пять минимальных зарплат.
Дима Пашкевич из агрогородка Голубичи сегодня усиленно готовится к олимпиаде по географии. Штудирует энциклопедии и справочники, которыми богата его домашняя библиотека. Все началось с того, что географией сначала увлекся его друг и ближайший сосед по дому Александр Степанович. Саша окончил школу и поступил на геофак БГУ. Теперь туда же метит и Дмитрий.
Безусловно, интерес к географии у парней из Голубичей сформировался не на пустом месте. Учитель местной базовой школы Валентина Герасимовна Ледник умеет зажечь в ребятах искорку любви к своему предмету. Дмитрий Пашкевич уже в седьмом классе отличился на районной олимпиаде. А в восьмом занял первое место в районе среди учащихся девятых классов!

Отставить! Трудных детей нет

Декрет Президента Республики Беларусь № 15 “Об отдельных вопросах общего среднего образования” способствовал созданию равных условий для всех учащихся. Но в Глубоком десятилетний опыт работы в режиме республиканского эксперимента по дифференцированному обучению дал хорошие результаты. Здесь ставку делают на городские межшкольные факультативы, на которые съезжаются ребята из деревень, чтобы углубить свои знания по любимому предмету. Дают эффект и стимулирующие занятия для тех, кто “хромает” по некоторым дисциплинам. В результате рейтинговая шкала свидетельствует: количество учащихся, которые имеют от 7 до 10 баллов, неуклонно растет.
Неужели в районе нет отстающих и трудных подростков?
— У нас, в Узречской СШ, которая охватывает 13 деревень, — нет, — говорит социальный педагог этой школы Василий Николаевич Турчин.
Василий Турчин — не только педагог, но и офицер в отставке, 22 года прослужил на Байконуре и Северном космическом полигоне. После службы в армии потянуло в деревню, на родину жены, которая, кстати, тоже учитель. Его офицерское полушутливое “отставить!” хорошо усвоили местные мальчишки: у них никогда не появляется желания пропустить урок.
— Если я добьюсь, чтобы в каждой семье моего школьника был здоровый микроклимат, я буду считать, что как социальный педагог свою задачу выполнил, — говорит Василий Николаевич. — Когда папа и мама интересуются, как их наследник подготовил уроки, значит, контакт между школой и семьей установлен. У нас правило: каждый классный руководитель обязательно дважды в год посещает каждую семью. Мы приглашаем родителей на уроки. И они приходят, не предупреждая об этом своих детей.
Успехи Глубокского района в области развития образования, конечно, связаны с комплексным подходом к вопросам школьного и дошкольного обучения, заинтересованности местных властей, которые идут навстречу педагогам.
— Там, где учитель не останавливается на достигнутом, ищет новые пути решения поставленных перед обществом задач, там и ученики радуют своими новыми достижениями и результатами, — говорит начальник отдела образования Глубокского райисполкома Роман Тарасевич. Это и есть главный социальный стандарт устойчивого развития общества. Учитель, он всегда первый.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter