Удалить на сутки или навсегда: о бойкоте социальных сетей

Глубокая заморозка

На этой неделе бойкот соцсетей поддержали голливудские знаменитости. Сутки без Facebook и Instagram продержались Леонардо ди Каприо, Ким Кардашьян Уэст, Марк Руффало, Эштон Кутчер и другие звезды. Они обратились к своим подписчикам с призывом 24 часа не постить ничего в соцсетях, чтобы не множить ненависть, насилие и дезинформацию.

Фото  pixabay.com

Тишину в Facebook соблюдала одна из участниц нашей рубрики — и ей понравилось. А вот ее оппонент не готов «заморозить» свой аккаунт. Он по-прежнему считает соцсети полезным инструментом и сдаваться не намерен.

Любопытно, какие эмоции в соцсетях испытывает наш строгий рефери, чья позиция в этом вопросе ему покажется выигрышной?

Взаимная чистка

Что ж, есть теперь и такая модная диета: сутки без соцсетей. В ее эффективность, кажется, мало кто верит. В первую очередь сам Марк Цукерберг. «Рано или поздно они вернутся», — комментировал основатель Facebook июльский бойкот своей платформы. Летом на нее давили крупные бренды, угрожая отзывом рекламы из соцсетей. Сейчас вибрации зла, исходящие от интернет-площадок, уловили жители башни из слоновой кости — голливудские звезды.

«Приматам нужна группа. Им просто нужно сидеть и перебирать друг другу шерсть — вот вам и весь Facebook и Twitter. Это называется «взаимная чистка (Джеймс Кэмерон, режиссер).

Похоже, на фоне очередных выборов в США движение StopHateForProfit («Хватит монетизировать ненависть»), под которым подписалась Ким Кардашьян и другие селебрити, пытается ослабить могущественную империю Цукерберга. Влияние соцсетей на электоральную кампанию трудно переоценить. Но, не вдаваясь в политические дрязги, скромно отмечу, что первоначальная идея создателей Facebook — объединить людей, спасти от одиночества — с годами трансформировалась в нечто совершенно противоположное. Интернет-площадки феноменально преуспели в травле и разобщении, успехи на почве «всего хорошего» значительно скромнее. Можно ли остановить этот процесс на глобальном уровне, не знаю. Но предполагаю, что локально, в своей частной жизни, отказываться от соцсетей вслед за звездами будет все больше и больше пользователей. Скажем, под твитом Ким Кардашьян о том, что она на сутки уходит из соцсетей, тысячи людей ее поддержали и признались, что сами фактически «заморозили» свои аккаунты кто неделю, кто месяц назад.

Американский Институт Катона в августе опубликовал результаты любопытного исследования: 62 процента американцев боятся в открытую высказывать свои политические и иные взгляды из-за опасений травли в соцсетях. Еще пару месяцев назад я бы удивилась столь чудовищной цифре самоцензуры в стране, где так ценят свободу слова. Но сегодня меня ничто не смущает, отлично представляю себе накал страстей между идеологическими противниками, их неспособность, а главное, нежелание слышать и понимать друг друга. А если высказываться открыто невозможно и даже опасно, для чего тогда вообще нужны такие площадки, где пользователь должен быть туп и боязлив, где нужно сидеть как мышь под веником — как бы чего не вышло, как бы не прилетела стая хейтеров в его виртуальные сени?

Кроме мировоззренческой дыры, еще удручает незащищенность персональных данных. Ведь соцсети — этакий проходной двор, где каждый может взять на твоей странице что вздумается и воспользоваться этой информацией в дальнейшем как фантазия подскажет. В эпоху разгула всевозможных вирусов как-то наивно полагаться на устойчивый психоэмоциональный фон виртуального сообщества. Пользовательская база Facebook насчитывает 2,6 миллиарда человек. Даже если создатели платформы будут очень стараться, они вряд ли смогут «привить» каждого пользователя от подлости или глупости. Так что из соображений самосохранения отгородиться от соцсетей — это отличная идея, Рома. Освободившееся время можно использовать для каких-то более полезных практик в мире физическом.

Виктория ПОПОВА

popova@sb.by

Фото  pixabay.com

Общение для настроения

Мне твое решение кажется глубоко неправильным. Хотя продолжай: откажись от телефона, потому что с его помощью тебе приходят депрессивные сообщения об окончании денег на счете. Выбрось телевизор, ведь он приносит порой жуткие новости. Навеки отключи компьютер, ведь в нем гнездится средоточие зла — оптоволоконный провод, по которому в дом пробирается зловещий интернет… Знаешь, мне вся эта истерия напоминает детскую убежденность в том, что если закрыть глаза, то ты уже спрятался. Так и ты с компанией знаменитостей. Думаете, если выйти из соцсетей, то сплетники и прочие обидчики волшебным образом испарятся? На самом деле они никуда не денутся, а вот ты лишишься полезного инструмента для общения и работы.

«Я теперь приспособился и смотрю новости трехдневной давности. И думаю: Господи, как же плохо было три дня назад!» (Михаил Жванецкий).

Почти каждый день я легко разговариваю с родственниками, которым еще 25 лет назад приходилось писать бумажные письма, идущие к адресату месяцами. Я мгновенно узнаю, как обстоят дела у ближайших друзей. В режиме онлайн радуюсь их успехам и сочувствую неудачам. Рассматриваю их фотографии, читаю истории, одновременно слежу за тысячами чужих жизней. Разве раньше можно было представить себе такие возможности? Зачем же сегодня добровольно от них отказываться?

Но еще в большей степени, чем в обычном общении, соцсети помогают мне в работе. К счастью, все серьезные ведомства, предприятия и государственные органы сегодня представлены в социальных сетях. В прежние времена мы могли подолгу ожидать пресс-релизов о важных новостях. Теперь они моментально появляются в аккаунтах пресс-секретарей. С помощью мессенджеров мы отсылаем друг другу материалы и снимки, даже берем интервью и согласовываем тексты. Человека, которого очень трудно разыскать по телефону, бывает проще простого найти в соцсети. Честно говоря, я уже с трудом представляю свою работу без этого инструмента. Конечно, газета бы продолжала выходить, но времени и трудозатрат это отнимало бы куда больше.

 Сейчас в мире почти три миллиарда пользователей Instagram и Twitter, Facebook и «ВКонтакте». Если бы соцсети вызывали стресс и депрессию, то человечество уже давно превратилось бы в сборище унылых пессимистов. Однако оно, напротив, вовсю и радостно пользуется плодами прогресса, не думая расстраиваться. Боязнь соцсетей, на мой взгляд, говорит не об их зловредности, а о наличии психологических проблем у некоторых пользователей. Твоя собственная тревожность, Вика, вряд ли взращена общением в интернете. Скорее, она просто там проявляется ярче, чем в реальном мире.

Интересный эксперимент провел в 2015 году исследовательский центр Pew Research Center. Ученые проанализировали, может ли уровень стресса у взрослых быть связан с использованием социальных медиа. Для этого они опросили 1801 человека. Участники должны были рассказать, как часто они испытывают усталость, перевозбуждение, тревогу от невозможности справиться с трудностями и другие признаки стресса. Также они должны были указать, насколько активно пользуются различными социальными сетями.

В результате никакой зависимости между стрессом и использованием социальных сетей выявлено не было. И даже наоборот: менее активные пользователи испытывали больше стресса, чем любители «посидеть» в Facebook. Кстати, это относится только к женщинам, у мужчин каких-либо закономерностей обнаружено не было. Так что твой, как ты говоришь, психоэмоциональный фон ухудшают отнюдь не соцсети: напротив, общайся почаще, и настроение улучшится.

А вместо того чтобы объявлять бойкот Instagram, попытайся научиться фильтровать негатив из соцмедиа. Смело удаляй лишние паблики, заблокируй в ленте новостей оповещения от слишком депрессивных или проблемных друзей. И конечно же, никогда не читай деструктивные телеграм-каналы. Ни на ночь, ни с утра. Гарантирую улучшение аппетита, подвижность суставов и румянец во все щеки.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Брейк!

Год назад в первый день отдыха в приморском отеле я уронил с пирса в воду телефон. Первые ощущения — шок и паника. Ощутил себя не просто голым, а с начисто содранной кожей. Дня два ломало. А потом для фото купил недорогую «мыльницу», на специальной полке возле ресепшена нашел несколько книг на русском языке, заботливо оставленных уже съехавшими туристами, и как-то втянулся в старую-новую жизнь без онлайна.

Да, мессенджеры и социальные сети — великолепный рабочий инструмент. Незаменимое средство общения, презирающее расстояния. Но и человек — существо многогранное. Большую часть времени мы проводим в социуме. Реально или виртуально — не суть важно. Здесь грани практически уже стерты. Но случаются моменты, когда, действительно, хочется зажмуриться, закрыться в своей раковине, как моллюск, и побыть наедине с собой. Одинаково утомляет как вынужденное одиночество, так и чрезмерное общение 24/7.

Вернувшись из отпуска и подключив новое устройство, я обнаружил, что мир за десять дней не рухнул. Я успел соскучиться по своим постоянным собеседникам, а они по мне. Мне было от этого радостно, чего я не испытал бы, находясь все эти дни на связи. А еще, оторвавшись от новостных потоков, на которые повлиять никак не могу, ощутил себя по-настоящему отдохнувшим.

Так что здесь, согласившись с Романом в том, что полностью от онлайна отказываться опрометчиво, все же поддержу Викторию — паузы делать очень полезно. Даже компьютер начинает тормозить, если будет работать постоянно без периодических перезагрузок. Так что не исключаю, что и во время предстоящего отпуска специально «забуду» дома телефон. Этот опыт мне пришелся по душе.

Дмитрий КРЯТ



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter