«На контроле Президента»: недра Беларуси

Глубина принятия решений

Около ста белорусских месторождений за последние три года переданы в разработку. Эти месторождения позволяют существовать многим предприятиям строительной, стекольной и других отраслей промышленности. Разведанные месторождения работают на экономику района, области и страны в целом. На чем же сегодня зарабатывает Беларусь? Об этом очередной выпуск специального проекта АТН «На контроле Президента», вышедший в эфире телеканала «Беларусь 1».
Фото Александра СТАДУБА.

Карьер «Микашевичи» в Лунинецком районе — самая большая открытая горная выработка в Центральной Европе. Своей глубиной он уходит ниже уровня Балтийского моря. С запада на восток — почти три километра, с севера на юг — около двух. Вниз — примерно на 50 этажей. Гранит здесь добывают почти полвека, говорит начальник карьера Михаил Халимончик:

— В сутки добываем более 25 тысяч кубометров, за год — свыше 8 миллионов. Помимо этого, разрабатывается новый карьер «Ситницкое». Стране нужен щебень. Продаем по Беларуси и на экспорт: в Польшу, Литву, Россию. Сейчас интерес увеличился, мы стали выпускать много мелких фракций, востребованных за границей.


Работы здесь как минимум на три десятилетия. Современные, более мощные машины позволяют опуститься еще на 60 метров. Геологи провели доразведку и подтвердили: смысл копать глубже есть. Когда работы здесь остановятся, на месте карьера появится другое белорусское чудо — чистое озеро, подобное Байкалу.

По словам заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрея Хмеля, в последние три года около ста месторождений — в основном твердых полезных ископаемых — переданы в разработку:

— Эти месторождения позволяют существовать предприятиям строительной, стекольной, иных видов промышленности. Есть и потенциальные места, где мы можем найти углеводороды — более 30 нефтеперспективных участков. Как их проверить? Мы считаем, что нужно просто пробурить как минимум 30 глубоких (от 2 до 3 тысяч метров) скважин. Работы очень дорогие, но без них ответить на вопрос, что у нас под ногами, мы не сможем.

По калийной соли Беларусь — четвертая в мире.
Фото Алексея Столярова.

Этот вопрос перед геологами и природоохранным ведомством да и в целом перед Правительством поставил Глава государства. Выступая на пятом Всебелорусском народном собрании, Александр Лукашенко поручил подготовить комплексную стратегию по более эффективному использованию наших недр:

— Была поставлена задача найти то в нашей матушке-земле, что трудно сегодня даже представить. Докажите, что там, в земле, этого нет. Пока никто этого не доказал, значит, положите на стол план разработок новейших полезных ископаемых в Беларуси. Они или будут, или их там не будет. Никто не сказал, что нет, значит, ищите.

Территория Беларуси геологически закрыта. Чтобы ее исследовать и ответить на вопрос, что у нас под ногами, необходимо много бурить.
Несколько лет растет спрос на минеральные плиты, которые в нашей стране производят только в Гомеле. Такой утеплитель экологически чистый, его с радостью покупают за рубежом, в том числе на европейском рынке. Италия, Польша, Чехия — на экспорт сюда идет порядка половины продукции. Технологии производства уже более полувека, в ее основе базальтовый камень, говорит главный инженер ОАО «Гомельстройматериалы» Дмитрий Крук:

— В среднем суточное потребление — 220 тонн этого материала. Соответственно по году — порядка 70 тысяч тонн.

Базальт устойчив к атмосферному воздействию, потому используется и для наружной отделки зданий, и для изготовления скульптур.
Фото БЕЛТА.

Под воздействием температуры минимум в 1200 градусов этот камень превращается в тончайшее волокно. Два года назад новые для нашей страны породы — тот самый базальт и туф — выявили близ деревни Новый Двор в Пинском районе. Геолог Мария Шестак поясняет:

— Это порода венского возраста — около 500 миллионов лет.

Впечатляют и предварительные цифры: на этом месторождении ископаемого более 200 млн тонн. Из них почти 20 млн тонн — базальт особого качества, пригодный для минеральной ваты. Впрочем, применяют это сырье не только для утеплителей, оно нужно и в керамике, и в сельском хозяйстве. Вопрос упирается в деньги, замечает Андрей Хмель:

— Геологи за открытие месторождения не имеют никаких материальных стимулов. Если мы хотим открывать в Беларуси новые месторождения, нужны вливания бюджета. Все полезные ископаемые, которые находят геологи, передаются недропользователям, которые платят налог на потребление природных ресурсов. Там хорошие зарплаты, из чего идут другие налоги. То есть работа геологов всегда окупалась на государственном уровне.
В Беларуси давно разведаны горючие сланцы, бурые угли, железные руды, бентонитовые глины, гипс, промышленные воды, каолин, фосфориты, медь, уран и даже золото. Но пока их добыча необоснованно дорогостоящая.
Другой вопрос, чем бурить. НПЦ по геологии сегодня использует оборудование 70-х. Его износ — 80%, время и финансы уходят на ремонт. Разведку тем временем ставят на паузу, как и рост зарплат. В среднем доход по организации — 780 рублей. А молодые специалисты имеют почти вдвое меньше.

Альтернатива природному газу, причем самая дешевая на сегодняшний момент, — торф. В республике добывают порядка 2,5 млн тонн этого сырья ежегодно с мая по сентябрь. Запасы торфа распределены по стране, но отличаются по видам. Например, на Витебщине и юге Брестчины в основном залежи верховые, то есть болотные. Такое сырье используют в сельском хозяйстве — скажем, из него делают грунт. В энергетике используют низинный торф. Таким энергоемким торфом славится месторождение «Гала-Ковалевское», ежегодно в сезон здесь добывают 150 тысяч тонн. Директор филиала «Торфобрикетный завод «Сергеевичское» УП «Мингаз» Витольд Вороно оценивает запасы месторождения в 5,5 млн тонн:

— Запасы позволяют обеспечить работу завода на 25 — 27 лет, а перспективная сырьевая база в 30 километрах позволяет обеспечить работу завода на срок не менее 70 лет.

В 2019 году предприятие «Белоруснефть» ведет добычу нефти и газа на 61 месторождении страны.
Фото Ивана Яривановича.

Именно местным торфом отапливается весь поселок Правдинский. Причем себестоимость такой энергии вдвое ниже, чем газа. Производят на этом заводе около 80 тысяч тонн брикета в год. Часть покупает население, часть идет на экспорт. В целом благодаря модернизации торфяная отрасль обладает мощным потенциалом. Ежегодно внутри страны потребляют порядка 1 млн тонн местного топлива, экономя на природном газе 65 млн долларов. Еще 6 млн долларов зарабатывается на продажах брикета в ЕС.

Разведанных запасов песка хватит на многие поколения вперед. По калийной соли мы четвертые в мире — это как минимум полтора столетия беспрерывной работы. В пятерке мировых лидеров Беларусь по добыче торфа. Питьевой воды в стране и вовсе безмерное количество. Хорошая сырьевая база для цементной отрасли: геологи разведали новые месторождения меловых пород. Не прекращаются поиски черного золота. Не приходится сомневаться, что геологам предстоит разгадать еще много подземных тайн.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter