Глоток истории из Чашников

Из прошлого вырастает будущее
Из прошлого вырастает будущее

Много открытий ожидает того, кто возьмется составлять городскую хронику Чашников. Здесь родина шести Героев Советского Союза, здесь корни нобелевского лауреата Жореса Алферова. Это для начала. Продолжение я решил поискать в самих Чашниках — накануне очередного, 503–го дня рождения города.

С чего начинается Родина

Виктор Грибко, школьный учитель истории из деревни Иванск, — первый, кто решился написать летопись всего Чашникского района. Рукопись очерков «Наша Чашнiччына» получилась внушительная — более двухсот страниц. Грибко знаток своего дела, и историческая повесть вышла увлекательной. Но, чтобы прочитали другие, ее нужно напечатать. Сегодня это не самая легкая задача. Помог председатель Чашникского райисполкома Анфим Михалевич. Учитель пришел к главе района, и тот сразу поддержал идею издания пособия по «чашниковедению». Новый предмет с этого учебного года уже изучают во всех школах района.

— Мы сегодня говорим о патриотизме, — рассуждает Анфим Иванович. — Патриотизм начинается с любви к месту, где родился, вырос. Как провести связующие нити между людьми? Мы это делаем так. Например, фотографию лучшего ученика школы помещаем на доске Почета предприятия, где работает его отец. А имя родителя, лучшего труженика производства, знают все в школе, где учится его ребенок. Память о прошлом, предках — еще одна нить, которая связывает людей. Наша история — не белый лист, нам есть о ком вспомнить, чем гордиться.

В лавке древностей

Если возникала нужда в керосине и мыле, сто лет назад житель Чашников шел к купцу Гуревичу. Его лавка под изящным козырьком чугунного литья в красном кирпичном доме стояла в самом начале улицы Замоцкой. И не только бакалею с галантереей предлагал местечковый «Универсам». Патефон с пластинками, последние книжные новинки из Петербурга, даже скрипку с балалайкой обещал доставить мастер торговых дел прямо из Варшавы, Риги и Москвы. Память о Гуревиче увековечена в районном музее, занявшем дом купца.

— Увы, не уцелела гостиница, стоявшая рядом с лавкой торговца, — рассказывает Людмила Костянко, директор Чашникского краеведческого музея. — Деревянное здание снесли много лет назад. Осталось лишь воспоминание о том, как режиссер Виктор Туров на крыльце местечкового отеля снимал эпизоды фильма «Люди на болоте».

Чашникский музей живой истории — так можно было бы его назвать. Создавали его всем местечковым миром: несли сюда бабушкины швейные машинки, доставали из «куфров» старые платья, платки, рушники, передавали фотографии из семейных альбомов. Один дарил свой школьный аттестат, другой — грифельную доску, на которой писал еще в царской гимназии, приносили вещи, уже негодные в жизни, но бесценные для истории: телефон, телевизор, костюм, бытовавшие в 50–е годы. Учительница Валентина Козловская подарила музею пальто: одежда принадлежала расстрелянной еврейской женщине. Подобрала его Козловская в концлагере, где сама находилась в годы войны. Пальто спасало ее от холода, а теперь, оплетенное за музейной витриной символической колючей проволокой, свидетельствует о страшных годах оккупации.

Под звон колоколов

Чашникская церковь — одна из немногих в стране, действовавшая в эпоху атеизма. Прямо перед ней — мемориал освободителям города, Аллея героев. Одним словом, духовный центр города. В Спасо–Преображенской церкви вот уже много лет служит отец Владимир Коляда. Священник проводит экскурсию по храму, многие из реликвий которого очень древние. Одна из икон по стилю письма, кажется, не позже XVIII века. А церковь — XIX столетия.

— Иконы люди дарили. Подбирали их в разрушенных храмах и передавали в нашу церковь, — объясняет отец Владимир.

Спасо–Преображенская церковь хорошо видна на гравюре Наполеона Орды конца XIX века — это самое древнее изображение Чашников. Художник писал местечко с того места, где сейчас краеведческий музей. На рисунке Орды за церковью виден двухбашенный величественный костел. Старожилы еще помнят, что внутри его были красивые фрески работы итальянских мастеров. Но после войны костел взорвали.

От древних храмов Чашников уцелели лишь колокола, нынче зовущие на молитву прихожан Спасо–Преображенской церкви. С отцом Владимиром поднимаемся на звонницу, откуда открывается вид на местечко.

— Долгое время сюда не было хода, потом наконец собрали пожертвования и построили лестницу — пока деревянную, но в будущем поставим прочную винтовую, — делится планами священник.

А я разглядываю колокола. Один из них украшают образ Девы Марии и барочная надпись на польском и латинском языках с датой «1792». Колокол изготовили в Риге, а заказал его для церкви шляхтич Евтимий Хруцкий. Еще более древний служит с 1678 года. Чугунные великаны — самые древние свидетели истории Чашников. Они еще многое могут рассказать.

Мир поэзии и дух предпринимательства

Еще одна достопримечательность города — бумажная фабрика, до революции «Скина», а после — «Красная звезда». Основали предприятие Володковичи, владевшие Чашниками в прошлых столетиях. К слову, из этого рода вышел Михал Володкович — друг Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку, любитель драк и женщин, прославившийся в XVIII веке своими приключениями и поплатившийся за многие бесчинства расстрелом. В Чашниках Володковичей поминают, однако, только добрым словом. Они здесь начали настоящую промышленную революцию — задолго до индустриализации советского времени. Сейчас Чашникский район — один из промышленных центров страны, тут кроме Лукомльской ГРЭС, вырабатывающей более половины электроэнергии республики, расположены заводы керамзитного гравия, электроники «Этон».

После бумажной фабрики Володковичи открыли пивоварню, а затем развернулись по–крупному. В деревне Иванск остались руины бывшего шляхетского поместья: спиртзавод, «цегельня» (кирпичный завод), «тартак» (пилорама) и «гута» (здесь изготавливали стекло). Рядом с промышленной зоной Володковичи по моде своего времени разбили парк, завели породистых лошадей, а во дворце устроили художественную галерею и архив.

— Тут хранились документы полоцких иезуитов, польско–литовских королей, письма Барбары Радзивилл, — рассказывает Виктор Грибко. — Много было саксонского и французского фарфора, рыцарского оружия, слуцкие пояса. Последний владелец Иванска Винценты Володкович в окрестностях Чашников проводил раскопки на месте одной из битв XVI века, собрал средневековые доспехи, сабли. Но судьба этих сокровищ никому не известна.

Иванскую усадьбу в начале 90–х начинал реставрировать бизнесмен из Минска. От попыток предпринимателя остались следы: щели в кладке заделаны белым силикатным кирпичом. Минчанин намеревался открыть в «каменице» придорожное кафе, сам уже здесь было поселился, да не хватило денег доделать начатое.

Кстати, Иванск стал первым в районе агрогородком. Деревня возрождается. А значит, придет время — восстановят сельчане и шляхетскую усадьбу. А она в районе не одна. В деревне Черея было поместье еще одного известного рода — Милошей. Благодаря Оскару Милошу, французскому поэту начала ХХ века, Черею знают во всем мире. Племянник Оскара писатель Чеслав Милош — лауреат Нобелевской премии — также никогда не забывал о своих корнях. А кто не слышал о Василе Тяпинском, переводчике Евангелия на старобелорусский язык? В XVI веке он жил неподалеку от Чашников. Мир тесен и полон неожиданностей!

Гирш Релес, последний из поэтов Беларуси, кто писал на языке идиш, вспоминая о родных Чашниках, признавался: «Для меня мое местечко — это все». В городе еще нет памятника писателю. Но есть идея провести здесь очередной День письменности и отдать должное всем своим песнярам. Да, у малого города также может быть великое прошлое. И это помогает уверенно смотреть в будущее.

Чашники — Минск.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter