Глобальное и опасное возрождение национализма

Если мир не сохранится, то будет война? Кого и с кем?
Было ли брошенное Ангелой Меркель в сердцах после вести о брексите: «Не факт, что мир в Европе может сохраниться» — действительно сказано в сердцах? Или в миг отчаяния вырвалось сокровенное? И если это так, и мир не сохранится, то будет война? Кого и с кем? Меркель не ответила на этот вопрос. И не ответит. Но Меркель указала на маркер. И этот маркер — возрождение национализма.



Не старушки–пенсионерки за килограмм традиционной овсянки утащили Британию из Европы. Не клоуны–популисты, не знающие, какой может быть цена нечаянного брексита. Выбор был сделан английскими националистами — пещерными или просвещенными, аристократами или забитыми жителями английских деревень, но националистами.

Выстрел в Джо Кокс, депутата британского парламента, выступавшую за единство с Европой, и крик убийцы в миг преступления: «Британия — прежде всего!» — были этим самым маркером. И, паче чаяния, он не остановил, но, возможно, даже ускорил процесс. И кто знает, может быть, другое убийство — российскими хулиганами английского болельщика — и беспомощность континентальной полиции в этом инциденте сказали ему, этому английскому националисту, намного больше.

Не досадная оплошность англичан встревожила Меркель, не поспешность их желания. Она увидела, что количество, как и обещал Гегель, перешло в качество.

Разве еще до английского национализма в аристократическом сообществе Британских островов не разгорелся национализм шотландский? А до этого — ирландский, успокоившийся только после того, как Ольстер получил в ЕС возможность жаловаться на старшего английского брата? А разве не симптомом стали региональные выборы во Франции, где националисты Мари Ле Пен триумфально завершили первый тур выборов, и лишь объединив усилия, Саркози и Олланд сумели спутать националистам карты в их походе за властью?

А выборы президента Австрии, когда в первом туре Норберт Хофер, представитель партии, основанной когда–то бывшими офицерами вермахта, на 16% опередил своего соперника и снова был остановлен лишь объединением «непримиримых»? А венгерский националист Орбан, поприжавший права и свободы и распространяющий влияние на чужие земли, где живут его соотечественники? А сама Германия, где весной маргинальная, казалось бы, партия «Альтернатива для Германии» вошла в законодательные собрания трех немецких земель?

И, наконец, клоун Трамп, который тревожит не сам по себе, а тем, что выражает чаяния миллионов американцев. Чаяния, до сих пор запрятанные глубоко в подвалы американской ментальности. Все это национализм.

Еще пару лет — и процесс станет необратимым. Или он уже необратим? Такое ведь уже было. Роджер Осборн в своей «Цивилизации» пишет о похожем феномене 20 — 30–х годов прошлого столетия: об ауре надвигающейся войны...

«К 1920–м годам все государства Европы имели демократическое правление; к 1940 году демократия сохранилась лишь в четырех», — пишет Осборн. И Вторая мировая — не следствие роста национализма, а наоборот, причина. Лига Наций предстала сборищем трусов, Франция и Англия спрятали головы в песок с камланиями о мире любой ценой.

Нации поняли, что обречены. В мире действуют законы Дарвина, говорили вожди, где цивилизацию продвигает естественный отбор, где торжествуют хищники, а травоядные бесследно исчезают и где тебя некому защитить, кроме себя самого. И все начали отращивать клыки и когти и объединяться в военные союзы. Часть ушла под патронат враждующих тоталитарных монстров, другие отважились защищаться самостоятельно. Англосаксы и СССР совместно  выступили с антинацистских позиций против Третьего рейха и его сателлитов. И победили национализм–нацизм.

Человеку не присуще от природы умирать за абстрактные идеи. Почему же он умирает за нацию, само существование которой как явление многие мировые философы ставят под сомнение? Что же это за идеология такая — «национализм», которая преодолевает природный инстинкт самосохранения? Нет такой идеологии, пишет британский социолог Беннедикт Андерсон. «Либерализм» — есть, «коммунизм» — есть, а «национализма» — нет! Его бессмысленно искать в логических построениях рассудка. У него нет теоретиков с мировой известностью. У него, как и у понятия «нация», нет вменяемого философского определения. Националист и без определения знает, что это такое. А «нео–националисту» не объяснишь. Национализм, пишет Андерсон, это какое–то немыслимое по силе единство веры и «бесконечно растяжимых сетей родства».

От веры, религии в национализме — «обещание бессмертия в вечном существовании нации». И вера в преемственность нации настолько велика и настолько конкурентна религиям мировым, что аятолла Рухолла Хомейни как–то отождествил великого шайтана не с ересью и даже не с демоническим персонажем, а именно с нацией. От «родства» — в нем родственная любовь к каждому безымянному сыну своей нации. Германия — для немцев, Франция — для французов, Польша — для поляков. Эти постулаты были очень популярны перед Второй мировой войной. Чем закончился национальный угар — известно. Освенцим, Тростенец, руины Сталинграда, поверженный в прах Дрезден.

Бессмысленно обвинять националиста в варварстве и популизме, убеждать в том, что в межгосударственных союзах легче переживать тяжелые времена. Националист видит в национальном государстве единственное спасение, источник самосохранения нации. Для него это не механизм принуждения, а политический союз равноправных граждан, которому добровольно передается исключительное право на насилие и право распоряжаться его, националиста, жизнью и судьбой во имя жизни нерожденных его потомков. И это делает националистов главной угрозой цивилизации...

Конечно, националист — хороший воин, но плохой переговорщик и бизнесмен. И в мирное время его номер — десятый. И все было бы нормально, но мир меняется. И меняется не в мирную сторону. И рост влияния националистов — лишь реакция на опасность потери идентичности и возобладание примитивных ощущений над цивилизационным развитием.  Это как высокая температура организма, подвергшегося инвазии. «Английский пациент» — это не первый для Европы случай. Но пока — самый тяжелый. Мир скатывается к войне?

Автор публикации: Евгений ЯКУНОВ, Валентина СЯМРО

www.inosmi.ru

Советская Белоруссия № 128 (25010). Среда, 6 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter