Человечество исчерпало лимит на революции и мировые войны
Сегодня эксперты все чаще говорят о наступлении новой волны глобального кризиса. А страны ЕЭП на уровне министерств экономик готовят совместный антикризисный план действий на случай ухудшения ситуации на мировых рынках. Насколько реальны эти прогнозы? От чего зависит конструкция глобального мироустройства в нынешнем столетии? Какое будущее у евразийской интеграции? Об этом рассуждает известный белорусский политолог Владимир УЛАХОВИЧ.
– Владимир Евгеньевич, не так давно вы побывали в Астане на международном экономическом форуме. Чем он вам запомнился, о чем заставил задуматься, что, быть может, удивило? Как вы оцениваете итоги форума в контексте глобального развития?
– Впечатления самые позитивные как с точки зрения организации мероприятия, гостеприимства его хозяев, так и с точки зрения содержательности дискуссии. Астанинский экономический форум проводился уже в пятый раз, и за эти годы он стал очень важной площадкой для серьезного разговора руководителей государств, ученых, экспертов по глобальной и очень острой повестке дня. В отличие от несколько кулуарного форума в Давосе, где собирается ограниченный круг участников в большей степени для неформальных консультаций, масштабы Астанинского форума куда более солидные: восемь тысяч человек из 90 стран, среди них руководители государств, 12 нобелевских лауреатов, четверо участников глобального рейтинга «Сто мыслителей современности».
Астанинский форум стал своего рода ретранслятором широкого «евразийского взгляда» на проблемы глобального развития.
– Одна из тем форума – принципы глобального мироустройства. Последние несколько лет войдут в историю по числу экономических и политических потрясений. Кризис Еврозоны, рецессия в США, перегрев экономики Китая, «арабская весна» и переформатирование арабского мира, акция «Захвати Уолл-стрит», массовые социальные протесты… К чему катится планета?
– Очевидно, что все это разные проявления одного и того же процесса – системного кризиса неолиберальной модификации капитализма. Вопрос о путях экономической трансформации мира дискутируется уже несколько лет. Идей и предложений много, а с практическими решениями – дефицит. В результате глобальный валютно-экономический кризис перерос в мировой социальный кризис, охватив многие развитые государства.
В четырех «локомотивах» Евросоюза – в Италии, Великобритании, Германии и Франции – в общей сложности насчитывается почти 11 миллионов безработных, причем около половины – это молодые люди. А в других странах ЕС еще больше. На спасение отдельных национальных экономик вливаются десятки и сотни миллиардов евро. Но получается так, что каждый новый миллиард лишь усугубляет старые «болезни» и порождает новые. Та же Европа столкнулась не только с кризисом евро, но и с кризисом мультикультурализма, который был неотъемлемой частью построения Евросоюза.
– И где же выход из положения? Какой должна быть конструкция глобального мира завтра?
– Надо учиться жить в новых условиях, коренным образом пересмотреть существующую безнравственную модель международных отношений. Возможно, провести под эгидой ООН Всемирную антикризисную конференцию, на которой принять новую парадигму глобального социального развития, основанную на справедливости, социальном партнерстве и взаимной ответственности. К слову, именно такую позицию отстаивает на международной арене и Беларусь. Деление стран на великие и второстепенные, ведущие и ведомые устарело и ведет человечество в тупик. Страны, обладающие большой емкостью рынка, людскими ресурсами, природными богатствами, не могут играть второстепенную роль на мировой арене. Это нонсенс. Более того, именно в странах так называемого третьего мира сосредоточен потенциал для движения вперед всей мировой экономики. Вот почему формат «Большой восьмерки» и даже G20 сегодня уже недостаточен и его нужно раширять.
Другая задача – формирование транспарентной мировой политики. Человечество исчерпало лимит на революции и мировые войны. На примере сегодняшнего Египта, Ливии, Сирии, Ирака мы видим, к чему приводят попытки переустроить мир с помощью революций. Эти страны отброшены далеко назад, страсти накалены до предела, в обществе не затухают «разборки» между различными политическими силами и кланами, чуть ли не ежедневно происходят теракты, взрывы, перестрелки. Все это сказывается на безопасности соседних государств.
– Но сегодня трудно представить, чтобы за круглым столом собрались непримиримые противники и все другу другу пожали руки…
– А иного выхода у человечества нет. Либо двигаться по пути обострения противоречий, либо договариваться, искать компромиссы, пути минимизации последствий кризиса. Либо жесткое противостояние и новая гонка вооружений, либо честная и добросовестная конкуренция. Многополярный мир – основа будущего цивилизации. Это должна быть сбалансированная система геополитических сдержек и противовесов, взаимодействия мощных интеграционных объединений.
– Одним из них в ближайшем будущем должен стать Евразийский экономический союз Беларуси, России и Казахстана. Поскольку стержнем интеграции на постсоветском пространстве выступает Россия, некоторые эксперты заявили, что идея создания Евразийского союза есть не что иное, как завуалированная попытка Москвы через «собирание земель» возродить под своим началом Советский Союз.
– Я не ставил бы так вопрос. Евразийский союз, в котором очень сильно заинтересован Кремль, обречен на провал, если не будут соблюдены базовые параметры интеграции – взаимоуважение, отказ от политики разделения на большого и малого брата, обязательность выполнения решений наднациональных органов. Если кто-то начнет доминировать, ничего не получится. И в российском руководстве это прекрасно понимают.