Глобальная энергия

Сегодня отмечается День Организации Объединенных Наций
Сегодня отмечается День Организации Объединенных Наций

Ровно 62 года назад вступил в силу Устав ООН. Беларусь, тогда БССР, как известно, была в числе 51 государства–учредителя. На сегодняшний день в этой всемирной организации состоят 192 страны. Глобальным является не только охват участников, но и проблематика, которой занимается ООН, — от миротворчества до изменения климата и СПИДа...

Белорусское представительство Программы развития ООН в этом году отмечает свое 15–летие. Эта международная организация одной из первых пришла на помощь при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС для нашей страны. ПРООН оказывает содействие при решении других актуальных задач. Сегодня, к примеру, это энергосбережение.

Накануне Дня ООН я поговорил с помощником генерального секретаря ООН, директором Регионального бюро Программы развития ООН по странам Европы и СНГ Кори УдовиЧки, которая недавно побывала в Минске.

— Госпожа Удовички, в вашем послужном списке обнаружил такую запись: «Министр горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии». То, что происходит с ценами на углеводородное сырье, — это, на ваш взгляд, временный кризис, как в 70–е годы, или готовиться нужно к худшему?

— Мы должны отдавать себе отчет в том, что рано или поздно ископаемые виды топлива иссякнут. Это необратимый процесс. Поэтому стоимость нефти, газа, других энергетических ресурсов будет только расти. При планировании экономического развития на средне– и долгосрочную перспективу Беларусь, как и любое другое государство мира, должна учитывать возможность значительного повышения цен на энергоносители в будущем.

— В этом году белорусская экономика на себе ощутила всю тяжесть энергетической проблемы...

— Да, я в курсе, ваша страна вынуждена была адаптироваться к новым условиям. На мой взгляд, вы добились впечатляющих результатов. Экономический рост сохранился, но при этом удалось сдержать рост потребления энергии. Но чем дальше, тем сложнее амортизировать ценовой удар, возможности для обычной экономии будут сокращаться. Необходимо провести крупномасштабную адаптацию к новым условиям. Для этого нужно, чтобы буквально в каждом секторе экономики, в каждом регионе были приняты соответствующие меры.

Белорусское Правительство, как я могла заметить, хорошо понимает стоящие перед ним задачи. Оно реализует различные проекты по повышению эффективности энергетической системы. В том числе в сотрудничестве с Программой развития ООН.

— Если использовать альтернативные источники энергии, как у нас говорят, можно убить сразу двух зайцев — решить и климатическую, и энергетическую проблемы. Я знаю, что вы побывали в Вилейке. Как вам местная идея ТЭЦ на биотопливе?

— Это очень актуально для Беларуси, поскольку она небогата ископаемыми видами топлива, но имеет много лесов. Так что потенциал у этой идеи большой (за счет сжигания древесных отходов у нас вырабатывается около 2 процентов электричества, во многих других богатых лесом странах этот показатель достигает 10 процентов. — Прим. И.К.). Но ошибочно думать, что это позволит добиться полной энергонезависимости — в условиях Беларуси это вряд ли возможно — или решить энергетическую проблему. На самом деле это очень дорогостоящий способ выработки электричества.

— У нас обсуждается вопрос строительства АЭС. Это еще один путь избавиться от сильной зависимости от поставщиков нефти и газа. Однако, как известно, Беларусь больше других пострадала от аварии в Чернобыле. Что вы думаете по поводу новой идеи?

— Атомная энергетика сегодня снова стала привлекательной. Слишком высока цена — в прямом и переносном смысле — сжигания углеводородного сырья. Но вопрос, как обеспечить безопасность эксплуатации АЭС, по–прежнему актуален. И на него каждая страна отвечает самостоятельно.

Я рада слышать, что в Беларуси вообще рассматривается этот проект. Пришло время двигаться вперед. ООН считает, что те районы, которые пострадали от аварии на ЧАЭС, должны развиваться. Мы инвестируем в программы реабилитации во всех трех пострадавших странах — Беларуси, России и Украине. Мы хотим показать людям, которые живут на загрязненных территориях, во–первых, что мировая общественность о них не забыла, во–вторых, что худшее осталось позади.

— Именно такую политику проводит белорусское руководство. И именно об этом я говорил с вашим предшественником Калманом Мижеем, когда он приезжал в прошлом году в Минск на международную конференцию по Чернобылю...

— И мы продолжаем придерживаться той же точки зрения. ООН не так давно провела большую научную конференцию, которая пришла к выводу, что климатические изменения — дело рук человека (ученые — члены Межправительственной группы экспертов по изменению климата ООН — получили за свою работу Нобелевскую премию мира. — Прим. И.К.). И точно такая же большая конференция была созвана для анализа последствий чернобыльской аварии. Выяснилось, что это была катастрофа не столько для физического здоровья людей, сколько для их психического состояния. Они ощущали себя жертвами, привычный уклад их жизни был разрушен. Научно доказано, что можно нормально жить на многих территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Владея информацией и следуя правилам радиологической безопасности, там можно вести сельское хозяйство, растить детей.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter