Глобализм против национализма

Сторонники либерализма, глобализма и единой Европы выдохнули с облегчением, а в Брюсселе открывали шампанское: исход президентской гонки во Франции, которой еще предстоит второй раунд 7 мая, ясен — ни крайне правые (Марин Ле Пен и ее “Национальный фронт”), ни крайне левые (Жан-Люк Меланшон и его “Непокоренная Франция”) не пройдут. Опросы не ошиблись: во второй тур вышли “политический вундеркинд” Эммануэль Макрон и неистовая Марин, которая уже отказалась от поста председателя партии, чтобы сосредоточиться на втором туре в новом для себя внепартийном статусе. Вряд ли это ей поможет: согласно всем опросам, второй тур выиграет Макрон, ему прогнозируют около 60% голосов. И если эти прогнозы оправдаются, то Франция, как и другие страны, прошедшие недавно через выборы и референдумы, окажется расколотой. Если Марин Ле Пен наберет 40% голосов, это будет победой, несмотря на то, что президентом она не станет. Ее отец и основатель “Национального фронта” Жан-Мари Ле Пен в 2002 году тоже выходил во второй тур президентских выборов, где разгромно проиграл Жаку Шираку, набравшему  82%.

После первого тура во Франции многие с облегчением заговорили о “смерти популизма”, указывая на результаты президентских выборов в Австрии (где независимый кандидат Александр Ван дер Беллен обошел кандидата от ультраправой Австрийской партии свободы Норберта Хофера) и парламентских выборов в Нидерландах, которые ультраправая Партия свободы Герта Вилдерса выиграть не смогла. Но она и не проиграла, увеличив представительство в парламенте с 13 до 20 мест. Поэтому говорить о смерти популизма в ЕС пока рано. Особенно рано это делать во Франции, где в первом туре президентских выборов почти 40% избирателей проголосовали за, скажем так, экономический национализм, который отстаивала не только Ле Пен, но и левый (часто его называют “крайне левым”) кандидат Меланшон. Кстати, для истеблишмента и политиков в Брюсселе самым страшным сценарием был бы тот, в котором во второй тур выходили Ле Пен и Меланшон. Этого не случилось благодаря тому самому “политическому вундеркинду” Макрону и в полной мере задействованному административному ресурсу.

Потому что, несмотря на то что бывший банкир Эммануэль Макрон (в связи с работой в банке Ротшильда его считают ставленником международного капитала) занимал некоторое время пост министра экономики при Франсуа Олланде, но вышел из партии социалистов, чтобы именно под выборы создать движение “Вперед!”, его поддерживала практически вся мейнстримовая пресса. Особенно после того как “замочила” вошедшего в гонку фаворитом правого республиканца Франсуа Фийона. Сейчас весь французский мейнстрим и политический истеблишмент призывают голосовать за молодого, энергичного и телегеничного, пусть и с не слишком внятной до сих пор программой Эммануэля Макрона. Объединились они не столько потому, что верят в него, сколько потому, что боятся Марин Ле Пен.

Если исход президентских выборов во Франции можно считать решенным, то самое интересное начнется после них: 11 и 18 июня в стране пройдут выборы парламентские. А система управления страной — президентско-парламентская: президент отвечает за внешнюю и оборонную политику, а премьер-министр — за внутреннюю. А вот на парламентских выборах ни Макрон, ни Ле Пен большинства не получат. Первый —  потому что его партия настолько юна, что это будут ее первые выборы и даже на волне успеха своего лидера она не сможет набрать необходимое большинство — 289 мест (из 577). Вторая — потому что ее личный рейтинг всегда был заметно выше партийного. Сегодня у “Национального фронта” всего два (!) места в парламенте, откуда взяться большинству? А это означает, что Макрону предстоит непростое “сожительство”, как это называется во Франции, с премьером, который, весьма вероятно, будет иметь собственную политическую повестку. Итоги подведут через пять лет. На новых выборах.

sbchina@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter