Выставка "Гойя... Пикассо" дополнилась керамическими произведениями Пикассо из фондов НХМ

Глина под руками гения

Национальный художественный музей не устает удивлять, поражать, впечатлять и всячески будить зрительскую мысль. Один проект идет за другим, только шагни в очередной зал — и сразу заметишь, как расширяются границы восприятия. Например, выставку гравюр «Гойя... Пикассо» не так давно дополнили керамикой Пабло Пикассо, тихо–мирно хранившейся в запасниках НХМ.


Не то чтобы новых экспонатов было особенно много, однако они подобраны так, чтобы максимально раскрыть Пикассо–керамиста в дополнение к графику. Супруга знаменитого Фернана Леже белоруска Надежда Ходасевич в конце 60–х одарила историческую родину керамическими изделиями своего друга Пабло. Всего в запасниках 38 экземпляров тиражной керамики от самого дорогого художника планеты, рассказала ведущий сотрудник научно–просветительского отдела НХМ Юлия Мишакова:

— Часть этого собрания сейчас выставлена — тарелки, кувшины и декоративные блюда. Отбирали экспонаты по принципу самых ярких произведений, также старались представить творчество Пикассо разнопланово с точки зрения различных форм, типажей, образов, сюжетов. 


Куратор выставки керамики Пикассо Алина Стелковская убеждена, что в объединении художников двух совершенно разных эпох нет ничего неправильного:

— Все зависит от целей и задач выставки. Потому что просто показать Гойю или Пикассо в XXI веке — это уже далеко не всегда находит отклик у публики. А вот представить их в диалоге... Между Гойей, который заложил традиции графики в Испании, и Пикассо, который через много лет эти традиции унаследовал, большая временная разбежка, но определенная последовательность тем не менее чувствуется. Здесь есть кураторская концепция, и довольно яркая. В музеях Беларуси эта вещь достаточно новая, но, думаю, именно за таким подходом будущее. Потому что нельзя просто взять и выставить работы как придется, развесить их по принципу колористической сочетаемости или по размеру — они должны говорить друг с другом.



Керамические работы Пикассо друг с другом и со зрителем говорят совершенно отчетливо. Слышится, да и видится в них главное — радость жизни. Пикассо увлекся керамикой после Второй мировой войны, уточняет Юлия Мишакова:

— Первая волна создания керамических изделий — это послевоенный период. Пикассо сам говорит о том, что настало время, когда произведение должно вызывать в душах радостный отклик. Что может быть приятнее, чем держать в руках тарелку, на которой изображена смешная птичка, раскрашенная яркими красками? Кстати, художник никогда не лепил свои произведения на гончарном круге, все создавалось руками. Если приглядитесь, увидите, что стенки кувшина не совсем ровные, и заметите отпечатки пальцев внутри горлышка. Будем надеяться, это следы рук самого Пикассо.


Всего в мире керамических работ Пикассо несколько тысяч, причем мастерская в Валлорисе до сих пор может изготовить и продать изделия, сделанные по лекалам великого художника. Стоит такой новодел значительно дешевле, чем вещи, изготовленные под присмотром самого Пабло. Кстати, на каждой рельефной тарелочке или расписном блюде сзади можно увидеть надпись Edition Picasso — «Сделано Пикассо».

Летите, голуби!


Голуби были одними из питомцев художника в конце 40–х — начале 50–х гг., и даже собственную дочь он назвал Палома — что в переводе означает «голубка». Именно Пикассо создал графический образ знаменитого голубя мира. В НХМ выставлено два блюда из коллекции музея — классическая узнаваемая голубка с оливковой ветвью в клюве на синем фоне, а также изображение птицы, высиживающей яйца. Борта тарелки изображают кирпичную кладку: мы как будто заглядываем в чердачное окно и видим голубку, сидящую на гнезде.

На бой быков смотреть пошли


Коррида — одна из любимых тем в творчестве Пикассо. При росписи этого блюда Пикассо использовал интересный прием: сердцевина стала ареной, на которую уже выбежал могучий бык, а вокруг, по краям, художник изобразил зрительские места. И если сверху видны лица, то внизу зрители показаны со спины, легким штрихом обозначены их круглые затылки. И вуаля — тарелка, с которой при желании можно было бы есть, превращается в произведение искусства.

Четыре лица


Нежного цвета кувшин выполнен в технике бисквита и какой стороной его ни поверни, показывает нам улыбающуюся рожицу — такую веселую, что невольно улыбаешься в ответ. Это характерный подход Пикассо — художнику нравилось добавлять своим вазам и кувшинам человечности, превращать их из утилитарных предметов практически в скульптуру.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 44 (24926). Четверг, 10 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter