Глеб Лавров: хочу, чтобы в Беларуси снова было «скучно»


Международный обозреватель Глеб Лавров искусно разоблачает фейки на канале ОНТ. Зрители наверняка помнят его колоритный образ и политические обзоры в эфире других телеканалов — «Беларусь 1» и СТВ. Еще он книгочей и человек со специфическим чувством юмора. Преподавал социально‑политические дисциплины в БНТУ. Неохватная ширина интересов Глеба почти как метавселенная, о которой многие говорят. С нее, «новой и дивной», мы и начали нашу беседу, чтобы под занавес прийти к абсолютно земному выводу.

— Я чего переполошилась, Глеб, с этой метавселенной, прочла мнение экспертов, вроде если ты еще не разобрался, для чего нужен NFT, ты рискуешь в будущем остаться без работы.

— Работа — это категория homo sapiens, для нас важно ходить в офис, чтобы расходовать ресурсы собственного организма и получать за это денежное вознаграждение. И еще мы социализируемся через работу. А следующее после нас цифровое поколение, или метавселенная Цукерберга, вообще не предполагает элемента социализации, как понимаем ее мы. Она говорит: «Вам не нравятся эти люди, которые вокруг вас? Отключите их. Поставьте галочку: «Неинтересно». И вы их больше никогда не увидите». Так, благодаря соцсетям мы получили не открытый, а абсолютно закрытый мир. С помощью современных медийных инструментов каждый из нас мало‑помалу выстраивает для себя маленькую информационную клетушку и в ней обретается. Сегодняшняя сеть — это как замок Синей Бороды. Разница только в том, что тебя вообще никак не ограничивают: ходи куда хочешь. И ты сидишь и думаешь: а куда я хочу? А надо ли мне в закрытую дверь? И вот человек подсознательно отказывается от лишней информации, потому что она, как правило, несет деструктивный посыл и не коррелирует с его базовым знанием, вынуждает прилагать усилия, чтобы переосмыслить свой опыт, а это всегда сложно. Гораздо проще выбрать позицию, которая тебя устраивает, например, что Земля плоская, и счастливо ее придерживаться. Такой человек идет в интернет и говорит: «Ребята, а правда ведь, что Земля плоская?»  «Да, конечно, правда!» — отвечают ему такие же, как он, и высылают в доказательство своих слов десять тысяч ссылок.

— Класс. Они в раю. Но есть среди них такие, которым рано или поздно хочется заглянуть в информационный пузырь к тем, кто считает Землю круглой, и попытаться их переубедить.

— Есть и такие. Вопрос: они это делают за деньги или для собственного удовольствия? Процент их на самом деле очень мал — тех, которые ходят в интернет на работу, за деньги.

— Может быть, процент их и мал, но шума от них много, как автору рубрики «Антифейк» тебе об этом хорошо известно. Когда крупнейшее американское агентство «Блумберг» выбрасывает на свой сайт «новость» о вторжении России в Украину — биржа реагирует мгновенно.

— Сам факт того, что в крупнейшем бизнес‑агентстве есть набор фейков на все случаи жизни, благодаря которым они могут влиять на мировую экономику, говорит о многом. Важно понять следующее: агентство «Блумберг» обладает технологией взлома мирового информационного потока, который может отразиться на тех, кто вообще не знает, что такое «Блумберг», никогда не был у них на сайте, не смотрел бизнес‑аналитику, тем не менее бюджет его семьи вследствие таких вбросов легко может ляснуться. 
А еще мы — homo sapiens — привыкли воспринимать информацию как текст. Но на сегодняшний день информация — это уже не текст, это вспышка, инсайт, которая может вызвать сильную эмоцию и подвигнуть тебя к действию, которое ты вообще не собирался совершать. 
— Напоминает наш август 2020 года.

— К августу 2020 года наши контр­агенты грамотно выстроили модель: создали множество информационных источников, чтобы человек, придя в интернет, не важно зачем — за новостями спорта или экономики или погоду проверить, смог бы полностью удовлетворить свой запрос, но вдобавок получить информацию определенной эмоциональной окраски. Любишь спорт? Отлично! У нас есть спортивный сайт, но мы там немного поговорим о политике. Не нравится спорт?..


— Это про меня как раз, до 2020 года о существовании некоторых спортивных сайтов, политически окрашенных, я и не подозревала. 

— Вот! Хочется культуры? Пожалуйста! Но и здесь возьмите немного политики с далекоидущими выводами, которые мы в тебя закладываем. Вам нравится юмор? Нет ничего проще, у нас есть Telegram‑каналы, которые подают официальные новости в сатирическом ключе. И так далее, и так далее… Так неохватная ширина присутствия в сети в итоге привела к тому, что мы получили высокий процент людей, которые подсели на это информационное поле и уйти с него у них не было возможности. Не секрет, что любая информтехнология предполагает, что твой клиент никуда не уйдет. Но если за подписку на газету или читательский абонемент в библиотеке нужно заплатить, то интернет дает иллюзию бесплатных новостей, тебе говорят как бы: «Все в порядке! Никто на тебе не зарабатывает!» А на халяву, как известно, и «воцат салодкi». Еще один важный нюанс: физические возможности человека в потреблении информации ограничены. Точек вброса от контрагентов к моменту выборов у нас было несколько десятков, но в час X количество информации поштучно, которое они выдавали в день, — тысячи. Повторю, человек физически не готов столько информации переварить, а тем более после такой атаки искать ее где‑то на стороне, у него просто нет на это времени. С точки зрения биологии, если в гуся все время пихать жареную кукурузу, то этот гусь умрет от цирроза печени и из него сделают фуа‑гра. Так вот, в пиковые моменты августа‑2020 кукурузы — новостей, жаренных на подсолнечном масле, — было столько, что всех гусей накрыло с головой. 

— А цель какая? 

— Я абсолютно уверен, что ставился эксперимент, можно ли медийными средствами и силами взломать страну, которая считалась еще за год до выборов спокойной и безопасной. Можно ли ее расколоть по информационному признаку? Провести сегрегацию общества и сделать это общество непримиримым? А дальше следует очень неприятная вещь: в гражданском конфликте победителей не бывает, бывают чудом уцелевшие. 
Запад вполне устраивает ситуация, когда на границе с Россией, в мягком ее подбрюшье, есть такая страна, куда ткнешь больно, и плохо будет большой стране. 
А то, что это конкретное место — Беларусь — испытывает вообще адскую боль, это никого в большой политике не волнует. Хочешь Китай поставить на уши? Тыкай в Тайвань. Хочешь Германию напрячь — тыкай в Балканы.

— Ты считаешь, Литва тыкала в Китай, когда открывала у себя представительство Тайваня? 

— Нет. Литва — это палочка, которой тыкали в Китай. Вообще, в происходящих сегодня событиях я вижу параллели с преддверием Первой мировой войны. Благодаря цифровым технологиям сегодня появилась возможность снова перекроить карту, разделить мир по информационному признаку и построить новую колониальную модель. Есть ключевые игроки, которые могут себе позволить не только свое информационное поле контролировать, но также влиять на информповестку своих друзей или врагов. Таким образом, мир можно снова реколонизировать, но не через экономику, как это было в позднем Средневековье, и не через технологию, как в период перехода к капитализму, а по информационному признаку. 
И если раньше колонии — это считалось что‑то такое малозначительное на краю карты, то сейчас, в отсутствие карты как таковой, край может быть везде. 
Хочешь ткнуть Китай Литвой? Да пожалуйста. У Литвы есть игроки в рамках литовского правительства, которые, не скрывая, реализуют задачи, поставленные перед ними США. Американцам в свою очередь было интересно с помощью литовцев посмотреть, что такое санкционная политика Китая. 

— В условиях метавселенной, где продают не товары, а эмоции, это был любопытный эксперимент — на какие же эмоции ведется Китай?

— Да, тот Китай, который может себе позволить совершенно никак не реагировать на крупные призывы и санкции ЕС, вдруг становится очень жестким, как только дело касается его территориальных вопросов. Здесь болевая точка. А раз есть такая точка — будем в нее долбить. 

— Литву в таком мире опять‑таки никому не жалко. 

— Для больших игроков никого не жалко. Ну потерял литовский бюджет столько‑то миллиардов. Ну и что? Если будет очень сильно надо, то можно будет переложить этот бюджет на одну из гос­программ США. Разве что делать американцы этого не будут.

— Вспомним, к слову, что национальный госдолг США преодолел отметку в 30 триллионов долларов. 

— Эта цифра не влазит ни в голову, ни в монитор. Вспоминаю, как на момент предыдущего финансово‑экономического кризиса 2008 года мы попытались сосчитать госдолг США в больших адронных коллайдерах. Получилось две тысячи. Представь себе чудо света, на которое весь мир скидывался и с замиранием сердца смотрел, как оно там работает, так вот, госдолг США составлял две тысячи таких «чудес света». За эти деньги можно было бы, наверное, решить проблему с онкозаболеваниями раз и ­навсегда или ДНК человека досчитать. А для мировой экономики эта гигантская цифра уже не имеет никакого другого значения, кроме фундаментального: что же будет, если нынешняя экономическая система перестанет существовать. Никто не знает. Ни один экономист не понимает, что будет, если США объявит дефолт. Вот по­этому Америка его и не объявляет.

— Тем временем, пока экономисты прикидывают, что же будет, чарты новостей внезапно взрывают протестующие канадские дальнобойщики. Па‑бам! 

— Миф о Канаде как о спокойной стране, в которой ничего не происходит, создавался на протяжении всего XX века. И вот сегодня страна оказалась в центре информационных событий, где чувствует себя, я уверен, не совсем уютно. Страны и дальше будут делиться на те, которые привыкли быть в новостях, и те, которые, попадая в информповестку, понимают, что не к добру это. Ведь все мы знаем, хорошо продаются только плохие новости. Поэтому давайте так: пусть в ленты попадают те, для кого это работа. А я хочу, чтобы в Беларуси снова было «скучно». Сейчас нам лучше было бы сфокусироваться на внутренней повестке и сосредоточить усилия на восстановлении целостности нашего общества. Контрагенты для поддержания нашей внутренней нестабильности готовы тратить любые средства. Если будет экономическая необходимость нас шатать, они это снова будут делать. А мы должны предпринимать все от нас зависящее, чтобы ситуацию стабилизировать. Для нас это жизненно необходимо. 

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter