Глеб Дударев: серьезных конкурентов у меня только двое — Файдек и Новицки

Вчера поздно вечером на чемпионате мира по легкой атлетике завершился финал в метании молота. Вид, которые долгие годы был одним из наиболее «белорусских», в последние годы громкими успехами радовал нечасто. Теперь ситуация меняется. Человека, который способен вернуть все на прежние позиции, зовут Глеб Дударев. 

Фото: Белорусская федерация легкой атлетики

Для 22-летнего метателя нынешний чемпионат мира — первый. Но уже сейчас от дебютанта ждали очень серьезных успехов. И имели на то право. В мировом рейтинге накануне отлета в Доху Дударев значился восьмым. Так высоко забирались лишь титаны — Иван Тихон, Вадим Девятовский, Игорь Астапкович… Квалификацию белорус также прошел уверенно, словно уже не первый раз выходит против мировой элиты. Не растерялся и в финале, накануне которого безо всякой бравады объяснял: прямо сейчас способен победить практически любого из соперников.

— Да, формально я выступаю еще в молодежной категории, но уже в этом месяце мне исполнится 23 года. Понимаю, что уже могу и готов выигрывать без оглядки на возраст. Было бы неплохо сделать такой подарок ко дню рождения.

— Но в квалификации проходным результатом были установлены 76,50 метра. Чемпионат Беларуси, для сравнения, ты выиграл с результатом 73,93…

— Да, у нас была очень сильная группа. Да и вообще результаты здесь сильные. На прошлом чемпионате мира в финал проходили даже те, кто метнул на 74 метра. Но в финале все начинается с чистого листа. Там 76 может и медаль принести, а может не позволитьи в шестерку попасть. На Олимпиаде в Рио мой теперешний результат в квалификации стал бы четвертым в финале. Но вообще, чтобы гарантированно быть в тройке, нужно метать за 77 метров.

— Ты к этому готов?

—Я и дальше готов метать. На тренировках у меня все получается хорошо. Остается просто реализовать это на соревнованиях.


— Можешь сказать, что в свои 22 года уже освоился в секторе с теми «зубрами», которые выступают на топовом уровне уже не первый год?

— Почувствовал, что с ними можно соревноваться. Со многими знаком. С некоторыми встречался в США. С кем-то соперничал на чемпионате Европы. Никакого пиетета нет чувствую себя в секторе как дома.

— В прежние годы тебе приходилось разрываться между учебой в американском университете и выступлениями на международных стартах. Сейчас стало легче?

— Отпросился. На чемпионат мира вместе со мной приехал даже мой тренер — живущий в США украинец Андрей Кохановский. Так что в этот раз подготовка получилось более спокойной. Да и с мотивацией вопросов нет. У меня еще с чемпионата Европы осталась недосказанность. Хотел еще в прошлом году в Берлине заявить о себе, но тогда не вышло. Первый раз на международном старте, не все пошло гладко. Но в этот раз я уже знал, что к чему. Хотел доказать всем и себе самому, что я могу метать очень далеко.

— Ты в США какую специальность получаешь?

— «Комьюникейшнс». Это, если искать более понятный аналог, спортивный менеджер. Организатор соревнований.

— Тогда как будущий молодой специалист, объясни: что делать с полупустыми трибунами на чемпионате мира?

— Все просто, чтобы трибуны были полными, чемпионаты нужно проводить там, где легкая атлетика популярна. Здесь очень жарко. Лишний раз люди стараются никуда не выбираться. К тому же атлетика в Катаре не очень популярна. Катарцы, как я понял, больше всего любят футбол. На чемпионате мира в 2022 году, наверняка, будет интерес. В Лондоне футбол тоже любят, но и атлетика там в почете  вы видели, сколько зрителей было на прошлом чемпионате мира? В Германии на чемпионате Европы тоже было много болельщиков.

— Сейчас в Международной федерации много делают для развития легкой атлетики…

— Нужно больше ее показывать и больше рекламировать. Делать наш спорт понятнее для людей и, главное, более зрелищным. Так что новшества, которые сейчас пытаются организовывать в программе соревнований и трансляциях, могут реально помочь повысить интерес и заполнить трибуны. Многие ведь банально не знают, что легкая атлетика может быть захватывающим зрелищем, ради которого, определенно, стоит приехать на стадион.

— В США на легкую атлетику приходит много зрителей?

— Не так много, как, например, на американский футбол или баскетбол, но все равно интерес достаточно серьезный. В 2021 году там будет чемпионат мира — думаю, проблем с посещаемостью не будет. К тому же американцы подошли стратегически. Популярность легкой атлетики в США не равномерна. В каких-то штатах ее любят больше, в каких-то меньше. Один университет, допустим, «специализируется» на баскетболе, другой —на футболе, третий — на легкой атлетике. Поэтому проводить чемпионат будут не в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, а в Орегоне, где строят новый стадион. Уверен, там будет аншлаг. Я там уже выступал на старом стадионе. И студенческий чемпионат проводили в Орегоне потому, что в этом штате атлетика в топе зрительских интересов.

— Метание молота у женщин на нынешнем чемпионате мира выиграла американка ДеАнна Прайс. Еще недавно американок в этом виде программы вообще видно не было: откуда такие результаты?

— В Америке этот вид развивается очень серьезно. Думаю, в ближайшие годы из-за океана «подъедет» еще несколько сильных спортсменок. Причем они берут не техникой, а именно силой. Девушки там со штангой столько работают, сколько у нас не каждый метатель-мужчина. Причем в университет эти девушки приходят «нулевыми», а там берутся за штангу — и начинается. Большинство поначалу одновременно толкают ядро, метают молот и диск, а потом тренеры распределяют кто на чем специализируется. Наши так не делают. В Беларуси девушки хотят оставаться девушками: стройными и красивыми. А тем нужны результаты. Они не смущаются: большие и ладно. Наши бы так не смогли — закомплексовали.

— Сейчас в секторе вообще сложилась интересная ситуация. Еще выступают представители поколения, которое представляет, например, Иван Тихон. Но при этом расправляют плечи молодые. Чувствуешь, что приходит твое время?

— Молодых сейчас, действительно, стало много, и «старичков» они теснят очень серьезно. С другой стороны, я не думаю, что, например, после Олимпиады дверь за прежним поколением закроется. Наверняка, кто-то из опытных ребят еще будет метать, но уже сейчас постепенно на первый план выходит молодежь. В том числе я или, например, Бенси Халаш. Мы с ним давно пересекаемся на соревнованиях, почти ровесники, но я бы не назвал именно его своим самым принципиальным соперником. Я к таким «дуэлям» вообще отношусь философски. Хочу быть первым, а кто в каком порядке расположится за моей спиной, совершенно не важно.

— Реально завоевывать медали уже сейчас?

— По большому счету, серьезных конкурентов у меня лишь двое: поляки Павел Файдек и Войцех Новицки. С ними и буду соревноваться. Ребята сильные, но тоже не железные. Да, в Польше сейчас подъем метаний. Практически в каждом из видов есть очень сильные спортсмены. Но при этом я бы не сказал, что в более младших возрастах там просматривается столь же серьезная смена. Такие всплески бывают у любой страны. В Беларуси был период, когда Иван Тихон и Вадим Девятовский доминировали на любом турнире. До них был Игорь Астапкович. Сейчас на первые роли вышли ребята из Польши, теперь приходит новая волна, и я совсем не против сменить поляков на пьедестале.

Фото: Александра Крупская, bfla.eu

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter