В новой серии «Беларусь помнит» зрителям расскажут историю минометчика, штурмовавшего рейхстаг

Глазами потомков

Не перечесть, сколько документальных фильмов и художественных картин снято о Великой Отечественной войне. Многие из них стали классикой. Той, по которой нужно воспитывать молодежь, рассказывать ей о трагедии войны и героическом подвиге нашего народа. Вот только далеко не все современные молодые люди готовы к таким рассказам. Молодежь живет в условиях «клиповой культуры», где правят быстрота, лаконичность, эмоциональность. А значит, и подход к ней нужно искать иной.

Агентство теленовостей Белтелерадиокомпании такой подход нашло, запустив к 75-летию освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков проект «Беларусь помнит». Короткие видеоролики погружают зрителя в военную историю и одновременно напоминают о связи поколений — в каждой серии снимаются дети и внуки реальных героев войны. Стартовал проект еще осенью прошлого года. За это время в эфире «Беларусь 1» уже показали восемь историй. Всего запланировано десять. О том, что увидят телезрители в праздничном выпуске «Беларусь помнит», как проходили съемки в Москве и Берлине, сколько людей работает над 2–3-минутными роликами, мы поговорили с продюсером АТН и автором проекта Русланом Турковым.

— Руслан, ролики «Беларусь помнит» позволяют зрителям оценить масштаб и трагедию войны. Но в первую очередь это личные истории фронтовиков и их потомков. Есть ли у вас такая личная история, которая, возможно, и вдохновила заняться этим проектом?

Фото из личного архива Руслана Туркова.
— Что тут скрывать, война коснулась каждой белорусской семьи. Моя не исключение. В Великую Отечественную войну в моей семье погибли два дедушки. До сих пор не найдены места их захоронения. Одна из бабушек вспоминала, как носила еду на фронт за 20 километров, чтобы поддержать армейцев. Вторая рассказывала историю, как во время отступления один из солдат спрятал что-то на крыше дома ее семьи. Она, любопытная девчонка, залезла посмотреть, что же там. И нашла рюкзак, набитый гранатами. Ей было на то время 12 лет. Но она нашла в себе силы и смелость унести рюкзак подальше от дома и утопить в болоте. И тем самым спасла родных. Если бы немцы, занявшие деревню, нашли этот рюкзак, всех расстреляли бы. Многие белорусы могут рассказать истории о том, как сражались их деды и прадеды. Во многих домах бережно хранят медали, письма, личные вещи фронтовиков… Беларусь помнит. Это мы и хотели показать своим проектом. Как и отдать дань памяти нашим ветеранам. Причем мы хотели рассказать не только о генералах и людях известных, но и о простых солдатах.

— И как вы искали героев для роликов?

— Вначале обратились в Союз ветеранов. Нам дали список из двадцати достаточно известных героев. Остальных искали сами. Нашему автору Полине Лущик, например, удалось выйти на дочку артиллериста Юрия Сергиевского. Он участвовал в операции «Багратион», освобождал Витебск. Позвонила дочери, и та расплакалась в трубку. Она призналась, что видела ролики и очень хотела, чтобы и про ее отца сняли серию, просто сама не знала, куда звонить, как действовать. Это была восьмая серия нашего проекта, вышла в эфир в конце апреля.

— А что подготовили для телезрителей к Дню Победы?

— Расскажем 8 мая историю о Викторе Ветошкине — минометчике, кавалере трех орденов Славы. Я был лично знаком с ним — АТН снимало Виктора Дмитриевича для проекта «Наши». К сожалению, его не стало в 2015 году. Это один из немногих ветеранов, который рассказывал о войне как о личной истории. Он был в Берлине, рассказывал, как штурмовал город, как оставил надпись на здании рейхстага...

— Где проходили съемки этой серии?

— Сразу в Москве, в Музее Победы, где не так давно появилась инсталляция штурма рейхстага. Снимали там один из элементов боя с участием персонажа Ветошкина и момент, где он оставляет надпись на стене. Естественно, на музейных экспонатах не писали. Но режиссер ролика талантливая Мария Жукова придумала, как сделать так, чтобы все выглядело очень правдоподобно. Брали с собой кучу техники — три камеры, дым-машину, световое оборудование… Снимали целый день. Причем нужно было выполнить условие музея — не мешать экскурсиям. Но, кажется, мы не то что не мешали, но даже притягивали внимание туристов: дым, война, люди с оружием… По сюжету ролика, персонаж Ветошкина делает надписи на стене рейхстага и обнаруживает среди листков рисунок с надписью ­«Беларусь», после чего чудесным телевизионным образом оказывается с этим рисунком возле ­современного рейхстага в Берлине.

Ветер вырывает из его рук листок, и тот исчезает на фоне рейхстага. А потом оказывается в белорусском музее, где его дочь рассказывает школьникам о подвиге ее отца. И на этом листочке проявляется надпись «помнит».

— Поделитесь, каково было снимать в Берлине, у такого важного исторического объекта?

— Очень волнительно. Персонажа Ветошкина изображаю я, и режиссер Мария Жукова предупредила, что мне придется надеть форму советского солдата, ту, что носили мои деды, и стоять возле рейхстага. Понимал, что я должен очень достойно справиться с поставленной задачей. Снимали рано утром, когда на улице еще не было большого количества людей. Но съемки затянулись, и незамеченными покинуть место нам не удалось. С нами здоровались, фотографировались… Было приятно, что человек в форме красноармейца вызывает в Германии такую реакцию.

На съемках одной из серий проекта «Беларусь помнит».
Фото представлено пресс-службой Белтелерадиокомпаниии.

— Сколько человек работает над каждой серией проекта?

— Трудится очень большая команда. Например, во время съемок серии о Зинаиде Корж, 14-летней девочке, которая прибавила себе два года, чтобы ее взяли медсестрой в один из полков, на площадке работало около 50 человек: наши осветители, режиссеры, операторы, авторы сценария, художник-постановщик, костюмер и так далее. Плюс в кадре около 15 человек. Это массовка, танки, оружие, выстрелы… Реальное кино!

— Недели подготовительной работы, часы съемок… И все это в итоге ложится в 2—3 минуты. Не обидно, что так мало?

— Давно исчезло желание объять все необъятное. Пусть лучше зритель смотрит фильм на одном дыхании. И потом хочется, чтобы осталась какая-то недосказанность, чтобы, посмотрев ролик, зритель захотел узнать больше — набрать в поисковике «Виктор Ветошкин» или «Зинаида Корж» и почитать об этих героях, посмотреть о них сюжеты…

— Где можно увидеть видеоролики «Беларусь помнит» тем, кто их пропустил в эфире «Беларусь 1»?

— На сайте Белтелерадиокомпании tvr.by, на официальных страничках медиахолдинга в социальных сетях, на YouTube-канале АТН… Там можно найти и наши другие проекты на военную тематику. У фильма «Они убивали ангелов», который мы снимали в прошлом году, на YouTube более 330 тысяч просмотров — для 26-минутного фильма это очень хорошо. Осенью фильм стал призером фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC». С одной стороны, очень тяжелый фильм, с другой — правдоподобный, не дающий забыть о кошмарах того времени. Это фильм о белорусских детях, которые прошли через лагерь смерти Освенцим. Мы нашли таких героев, побывали в лагере, отыскали в архивах уникальные документы о белорусах, которых целыми эшелонами отправляли на юг Польши. Кстати, его покажут в эфире телеканала «НТВ-Беларусь» 8 мая.

— Все это очень тяжелые темы. Хочешь не хочешь, но пропускаешь их через себя. Как справиться с этими эмоциями?

— Что касается «Они убивали ангелов», очень глубоко переживал съемки — у самого четверо детей. Снимать на военную тему тяжело. Но крайне необходимо. Когда живешь в комфортных условиях, наслаждаешься чашкой кофе, понимаешь, что просто обязан рассказать про все военные ужасы, и рассказать правдоподобно, эмоционально, чтобы это каждого зацепило. Мы снимаем такие фильмы, чтобы напомнить, за что сражались наши бабушки и дедушки… Забыть об этом мы просто не имеем права.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter