К офтальмологу Людмиле Марченко едут со всей страны, России и Казахстана

Глаза в глаза

Создатель подарил человеку глаза. Не для того, чтобы он носил их на затылке. Не для того, чтобы видел ими только черное. Или чтобы разбегались в разные стороны.


Профессор Людмила Марченко слушает мои откровения, ее глаза сдержанно искрятся, на лице солнечным зайчиком вспыхивает милая улыбка:

— Это правда, народ создал много присказок, баек о глазах. Есть и сказки о песке в глазах, о поиске утерянных глаз. Прав и тот, кто осуждает соседа, что у него два глаза, да и те за носом живут. Но истина в другом. Всегда нужно иметь здоровые глаза...

Мне начинает нравиться наше знакомство с одним из лучших офтальмологов страны — Людмилой Николаевной Марченко. Хочется бесконечно говорить с ней, расспрашивать, слушать, но у нее очень жесткий режим дня. Каждая минутка на учете: пациенты, студенты, сослуживцы. Телефоны не смолкают, компьютер включен.

Она торопливо извиняется:

— Простите, иду на операции... Потом лекции... Вечером с мужем — на курсах английского языка. Преподаем для иностранных студентов на английском. На симпозиумах с коллегами, с глазу на глаз, нужно понимать друг друга...

* * *


Мама Людмилы Николаевны — офтальмолог Людмила Михайловна — получила признание на Могилевщине. От нее и пошла семейная династия офтальмологов Марченко. Первой подхватила родительскую эстафету Людмила Николаевна, о которой знает теперь вся Беларусь. Пациенты со всего Минска и других регионов мечтают, чтобы профессор Марченко посмотрела их своими верными глазами. Она честно выполняет свой профессиональный долг, так что оказаться у нее на консультации при определенном терпении может любой страждущий.

* * *


Она пристально изучала свой рабочий календарь, искала форточку для нашей встречи. В эти минуты восхищался ею — деловая! Радовался, что у больных есть надежный защитник, а у студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, клинических ординаторов — опытный учитель.

— Нашла! — радостно сообщает Людмила Николаевна. — Мы встретимся с вами в четверг, в восемь утра.

Нашу встречу профессор Марченко начала с тезиса:

— Наше зрение — это наше все! 90% информации из окружающего мира мы получаем через глаза. Они и гляделки, и барометры чувств.

Людмила Николаевна как истинный педагог популярно растолковывает мне:

— Мы глазами фиксируем изображение цветка. Тут же «смотрительный» сигнал полетел в сетчатку, очень чувствительную пленку. Та отстукивает информацию в мозг. А оттуда команда языку, голосу. И они дают ответ: какой это цветок, его окраска, приметы, свойства. Два глаза — два сигнала. Чтобы сравнить...

Каждым своим словом профессор добавляет любви и важности в прекрасную профессию, которой служит.

Глаз — казалось бы, маленький орган. «Яблочко» всего 24 миллиметра, но это связной с окружающим миром и мозгом человека. Людмила Николаевна изучила его до мельчайшей клеточки, до каждой прожилки–паутинки, от зрачка до донышка. Шесть лет учебы в минском медицинском университете, а потом — ординатура, аспирантура, ученые степени кандидата, доктора наук. И долгий поступательный путь на должность заведующей кафедрой глазных болезней столичного медвуза. А в 3–й минской городской клинической больнице, одной из главных научно–практических баз офтальмологов, она начинала с врача–ординатора...

* * *


В моих руках книга Л.Н.Марченко «Нейропротекция при заболеваниях сетчатки и зрительного нерва». В ней 360 страниц. Автор использовала почти 500 литературных источников. Это монография для врачей–окулистов, научных сотрудников.

Хочу проникнуть в суть научно–практических забот профессора, доктора наук, заведующей кафедрой Марченко. И с первых страниц меня обуревает мысль: как острый глаз, нужен словарь медицинских терминов для пациентов. В разделе «Заболевание зрительного нерва» узнаю, что «зрительный нерв — это тракт белого вещества нервной ткани». А далее, как туман в глазах: «В нервных тканях зрительного нерва содержатся аксоны ретинальных ганглиозных клеток, а также астроциты, олигодендроциты, эндотелиальные клетки и менингеальные фибробласты...» Уф, мама родная, их же, эти важные клеточки, нужно знать, уметь различать, изучать их поведение.

Людмила Николаевна взяла эпиграфом для своей книги слова известного ученого Ч.П.Ворлоу: «Наши знания возросли в последнее время, но это все еще только остров в океане неведения». Если в этом признается светило науки, то сколько же открытий ждет наших студентов, которые избирают для себя путь в «океан неведения»? И как изо дня в день должны муштровать себя те медики, которые уже приобрели заслуженное звание кандидатов, докторов наук! В таком повседневном режиме держит себя профессор Марченко. Хотя в ее жизни есть и другие радости — посещение филармонии, оперного театра, музеев, а дома — высокая кухня. Забота о семье.

Она врач–ретинолог, врач офтальмолог–универсал, которому по плечу проблема и глаукомы, и катаракты, и наследственных заболеваний... Она профессор по сетчатке, тому, может, самому чувствительному, важному материалу глаза, от которого зависит «свет в окружающий мир». И Людмила Николаевна посвятила свою жизнь изучению ее изменений, заболеваний. Ищет изо дня в день новые подходы к лечению больных. А они у нее разные по возрасту — от совсем юного до девяностолетнего. И поскольку каждый человек — это неповторимая личность, то и подход к пациенту у профессора Марченко строго индивидуален.

Почему со временем разрушается тонко организованная материя человеческого внутреннего космоса? Почему преждевременно самоуничтожаются, разрушаются клетки? Почему отделяются «лепестки от цветка»? Это природой запрограммировано или что–то устраивает «куликову битву»? Вот что, как я понял, главная забота профессора Марченко. Теперь понятно, почему ей очень нужно бывать на международных конгрессах, симпозиумах офтальмологов, где бы они ни проходили — в США, Австрии, Венгрии, Китае, Германии, России, Испании, Англии, Италии, Португалии.

Все сказки обычно заканчиваются торжеством добра. Примерно так: «И стали они после этого жить счастливо». Давайте и мы прислушаемся к мудрым поучениям доктора наук Людмилы Николаевны Марченко:

— Лекарство находится внутри нас самих. Находите его, пользуйтесь им. Накапливайте в себе побольше положительной, а не разрушительной энергии.

* * *


3-ю городскую клиническую больницу в Минске знают не только минчане. Весомый, особый вклад офтальмологов. Путь к этой науке проложил профессор Семен Давидович Каминский, основатель клиники глазных болезней, первый заведующий кафедрой офтальмологии медицинского факультета БГУ. Эстафету приняла Татьяна Васильевна Бирич, доктор наук, член–корреспондент Академии наук, Герой Социалистического Труда. Семейную династию продолжила ее дочь — Тамара Андреевна Бирич, доктор наук, профессор, руководитель Центра микрохирургии глаза, лауреат Государственной премии Беларуси.

Теперь в этой клинике талантливо продолжает дело белорусской офтальмологии Людмила Николаевна Марченко. В ее семье служили и служат этой сложной медицинской специальности 5 прекрасных врачей: помимо мамы Людмилы Михайловны и ее самой, еще дочь Анастасия и сестры Ирина да Татьяна. В соавторстве с Татьяной Васильевной Бирич Марченко имеет три научные работы. А с Тамарой Андреевной Бирич — аж 32!

* * *


Мне крупно повезло побыть хвостиком у профессора Марченко. Два часа я был молчаливым очевидцем, как Людмила Николаевна с дочерью, доцентом, кандидатом медицинских наук Анастасией Александровной Далидович, вела консультации. Каждый из них хотел от профессора одного — надежды! Анастасия хлопотала возле пациентов. Принимала документы, предварительно что–то уточняла, расспрашивала, изучала их глаза на щелевой лампе. Время от времени за лампу садилась сама профессор. Тут же проводился ученый консилиум, и больному объявляли решение.

Не заметил на лице ни одного пациента и тени недовольства, непонимания, разочарования. В отношениях врач — пациент царила полная гармония. А это и означало, что Марченко дарила надежду людям. И не заоблачную, несбыточную, а реальную. Почувствовал: люди верят доктору, знают, что она сделает все возможное.

* * *


С профессором, доктором наук, заведующим кафедрой нервных и нейрохирургических болезней медуниверситета Александром Сергеевичем Федуловым (муж Людмилы Николаевны еще со студенческой скамьи) она совместно с сотрудниками Национальной академии наук и завода «Белмедпрепараты» создала вариант технологии фотодинамической терапии лечения сетчатки глаза на основе отечественного препарата «Фотолон». Этому инновационному проекту уже около двух десятков лет. 3–я минская клиническая больница — первое и пока единственное в стране медучреждение, которое успешно проводит такое лечение.

Медики под руководством Людмилы Николаевны упорно работают над тем, чтобы замедлить патологический процесс и сохранить пациентам зрение. В этом деле профессор применяет различные современные методы, в том числе лазерную хирургию. И сам за себя говорит тот факт, что на лечение к ней сейчас просятся пациенты уже и из России, Казахстана.

На творческом счету профессора Л.Н.Марченко свыше двухсот научных работ, включая две монографии. Она имеет 9 свидетельств на изобретения. Это настоящее богатство для ученых и студентов, которые идут в сложный мир офтальмологии.

Пациенты Людмилы Николаевны говорят с нескрываемым восхищением: «Она — наш Профессор!» И, пожалуй, самые благодарные слова сказала одна минчанка:

— Профессор Марченко лечит глаза и при помощи своих огромных знаний, и своим обаянием. Ответственна в работе, пунктуальна, всегда готова помочь. Она — бриллиант в профессии. Низкий поклон!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter