В поисках утраченного. Начало экскурсионного туризма в Беларуси: Полоцк

Глаз требовал древности

В начале ХХ века туристическое, экскурсионное дело для наших мест выглядело довольно экзотическим занятием. Тем не менее оно существовало и развивалось. Так, весной 1911 года Витебская ученая архивная комиссия организовала три научные историко–археологические экскурсии «с целью изучения родной старины»: 13 апреля — по Витебску и окрестностям; 16 апреля — в Полоцк; 14 мая — в местечко Бешенковичи Лепельского уезда. Что с того получилось, мы и расскажем в сегодняшнем и следующем выпусках нашей рубрики.

Полоцк. Вид на город.

О первой экскурсии известно, что 13 апреля стояла не самая лучшая для осмотра погода, и все же собралась группа около 50 человек. Среди них — член Государственной думы А.Сапунов, председатель ученой архивной комиссии В.Кадыгробов, товарищ председателя окружного суда С.Комиссаржевский, директор учительского института К.Тихомиров, начальник Мариинской женской гимназии М.Лебедев, законоучитель Полоцкой учительской семинарии отец М.Дубровский и другие не последние в городе персоны.

Вторую экскурсию, в Полоцк, подробно живописал в «Полоцком Евфросиньевском Листке» один из ее участников, спрятавший свое авторство под псевдонимом Экскурсант. Он не скрывал, что в тот день сделал для себя не одно культурно–познавательное открытие.

Полоцк. Вид на монастыри.

Седая старина и... капуста

Итак, собрались рано, в 7 часов утра. На полоцком вокзале группу встретил историк, краевед, действительный член Витебской ученой архивной комиссии Иван Долгов. На извозчиках направились в Спасо–Евфросиниевский монастырь. Долгов предложил начать осмотр с бывшего женского духовного училища. По пути остановился возле погреба глубиной сажени в две, от которого остались только стены в земле.

— Господа, — начал Иван Иванович, — мы сейчас находимся на одном из древнейших мест Полоцка. Это погреб, в котором до последнего времени был склад капусты; он сравнительно недавно построен; но вот эти арки — это, безусловно, остатки глубокой старины. Вы видите типичную трехслойную кладку: кирпич, цемент и гладыши; относительно нее окончательно установлено, что она была типичной для XI — XII веков, и, значит, перед нами остаток седой старины. Здесь была церковь, и обнаруженные арки — одна из сторон храма, остальные — в земле.

Полоцк. Вид на кадетский корпус.

Наверное, сегодня тот склад капусты, если бы сохранился, сам стал бы историко–культурной ценностью. Но послушаем дальше почтенного Ивана Ивановича. Делается предположение:

— В этих стенах погребены первые полоцкие епископы. Мы скоро будем производить здесь работы, проникнем за эти своды и убедимся, есть ли там что.

После таких заявлений нашего Экскурсанта–инкогнито начинают захлестывать эмоции:

«...Я лично испытал сильнейшее ощущение и с восторгом глядел на старые своды под ногами. Ах, скорее бы начали раскопки! У меня создалось какое–то особое настроение; назову его археологическим».

Полоцк. Училище.

Археологическое настроение

Именно с таким археологическим настроением прошел осмотр иконописной мастерской и трапезной в общежитии. Затем приступили к осмотру Спасо–Евфросиниевской церкви. Там экскурсантов подстерегало первое огорчение: внутри храм сохранился в том же виде, как и во времена преподобной Евфросинии, а вот снаружи «реставратор, к сожалению, очень поднял верх и тем нарушил стиль».

Сделанное Экскурсантом замечание действительно деловое, и таковое будет еще не одно. И все же, кажется, более трогают чувства, которые посещали этого неравнодушного человека во время осмотра достопримечательностей:

«Я всем своим существом переживал эту старину. ...В церкви, пожалуй, больше камня, чем свободного пространства. Но как все мило и почему–то дорого. Представляешь себе, что еще 900 лет тому назад собирались здесь люди. То были совсем другие люди, такие простые, наивные. Но поэзии жизни у них, пожалуй, было больше, чем у многих из нас...»

Полоцк. Софийский собор.

Ах, и впрямь, какие же они были простые, наивные, и поэзии жизни у них, пожалуй, действительно было больше, чем у многих из нас... Нет, это не о живших за тысячу лет до нас. Это о тех, кто из года 1911–го:).

Теперь главное:

«Затем нас повели наверх осмотреть келью преподобной Евфросинии и крест, сделанный в ее время. Сопровождавший нас батюшка вынул из футляра крест, и мы долго его рассматривали. Работа креста такая тонкая и изящная, что как–то не верилось, что он сделан в XII веке, но надпись внизу креста указывает 1161 год».

Тайна под ногами

Далее «перед нами был корпус, в котором живет настоятельница монастыря, мать Ангелина; он сохранился от времен иезуитов (построен в XVIII столетии). Здание мало привлекало внимание: ведь оно такое молодое! (И в самом деле: всего–то XVIII столетие. — Авт.) Глаз требовал древности, глубокой, седой». И здесь же, несмотря на лирическое настроение, появляется толика иронии: «Напрасно монахини уничтожили солнечные часы на стене, устроенные иезуитами. Раз нашли возможность пользоваться иезуитским зданием, то тем более можно было сохранить часы.

Полоцк. Костел и памятник.

В городе осмотрели Николаевский собор, затем костел и отправились в главное здание кадетского корпуса. Тут прежде всего приступили к осмотру музея. Интересны физические и астрономические приборы, оставшиеся от иезуитов; многие так хорошо были сделаны, что ими пользуются и теперь.

После обеда отправились на вал бывшего Нижнего замка; по дороге осмотрели памятник 1812 года».

Далее экскурсанты по валу перешли в бывший Верхний замок. Здесь, возле Софийского собора, их уже ожидали священник и «многие полочане». Архитектуру собора наш Экскурсант оценил как «очень красивую». Но снова: «Я был недоволен: это архитектура позднейшего времени, а где же древняя София, неужели ничего от нее не осталось?!»

Организатор осмотра Иван Иванович Долгов ситуацию несколько смягчил. Остановившись посредине храма и указывая на иконостас в правой стене собора, он сказал:

— Вот здесь, где иконостас и до противоположной стены, была древняя София, о которой говорится еще в «Слове о полку Игореве». Я покажу вам типичную трехслойную кладку.

Полоцк. Вид на монастырь.

Экскурсант:

«И мне скорее захотелось видеть эту кладку. Иван Иванович, между прочим, сказал, что под полом собора, в основаниях древней Софии, погребены полоцкие князья. Когда будет производиться ремонт собора (деньги уже ассигнованы), тогда проникнут и убедятся в справедливости всех предположений. Итак, Полоцк, может быть, ожидает блестящее «археологическое будущее».

Я взял на память кирпич...

Но надо было еще побывать в Богоявленском монастыре и перебраться через Двину к Борису и Глебу, очень почтенной старине Полоцка. В Богоявленском монастыре группа пробыла недолго — минут десять: опять «древностей мало». К счастью, на настроении сие обстоятельство не отразилось:

«Когда мы на большой неуклюжей лодке с четырьмя рослыми белорусами стали переплывать быструю широкую Двину, я старался представить себе жизнь наших предков–славян. Вот у них были такие же тяжелые лодки, и Двина была такая же широкая и бурливая, не только весной, а и все лето; и та церковь, к которой мы приближаемся, и глава которой виднеется из–за деревьев, была при них, и они часто переплывали Двину и шли в ту церковь. И с моим настроением так гармонировал какой–то молодецкий посвист, каким гребцы давали сигналы.

Маленькая церковка Бориса и Глеба снаружи пахнет стариной, но внутри реставратор, видно, многое разрушил; церковь, по данным, относится к 1217 году, но не производит впечатления такой древности».

Тогда Иван Долгов пригласил своих экскурсантов пройти к месту, где производились раскопки.

— Это, господа, древнейшая церковь во имя святой Параскевы; можно предполагать, что самая первая или одна из первых каменных церквей Полоцка, — торжественно объявил Иван Иванович.

И тут для нашего Экскурсанта–инкогнито наступил кульш минационный момент:

«Содержание этих остатков старины на меня произвело сильнейшее впечатление. Я взял на память кирпич».

Возвращение

«Когда мы спускались по горе к лодке, солнце уже село. Опять со свистом лодочники переправили нас через Двину. Мы пристали к Старовокзальной улице. На берегу собралась масса любопытных, смотревших на нас как на каких–то чудовищ».

Да, и еще. К огорчению таксистов — извините, извозчиков, конечно, — собравшихся чуть ли не со всего города, экскурсанты направились к вокзалу пешком — надо было обменяться впечатлениями: «Экскурсия удалась чрезвычайно».

Короче, усталые и довольные мы возвращались домой...

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter