«Главный стержень отношений — экономическое сотрудничество»

О том, как развивается сотрудничество между Казахстаном и Беларуси, рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Беларуси Болат Искаков

Сегодня Казахстан отмечает свой государственный праздник — День республики. А совсем недавно Беларусь и Казахстан отметили 15-летний юбилей установления дипломатических отношений. О том, что уже сделано и как развивается сотрудничество между нашими странами, рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Беларуси Болат Искаков. 

— Господин посол, что вы можете сказать о нынешнем состоянии белорусско-казахстанских связей? 

— Главным стержнем наших двусторонних отношений остается развивающееся торгово-экономическое сотрудничество. В настоящее время договорно-правовая база казахстанско-белорусского сотрудничества насчитывает более 60 договоров и соглашений в различных областях. 

Этим летом, 6 июня, в Минске прошло четвертое заседание Межправительственной казахстанско-белорусской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Наши эксперты договорились увеличить объем взаимной торговли, активизировать работы по созданию совместных предприятий и по взаимному привлечению инвестиций в экономику двух государств, укрепить взаимодействие в топливно-энергетическом комплексе, в сфере транспорта, туризма и спорта, науки, в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в военно-технической и других областях. Учитывая экономический потенциал двух стран, и казахстанцы, и белорусы высказали мнение о возможности доведения в среднесрочной перспективе объема взаимной торговли до  миллиарда долларов. 

У меня на родине, в Казахстане, всегда есть потребность в комбайнах, тракторах и другой сельскохозяйственной технике. И в этом случае мы заинтересованы в увеличении ее поставок из Беларуси, организации сервисного обслуживания, в увеличении объемов совместного производства в Казахстане. 

В настоящее время в Казахстане действуют 23 сервисных центра белорусских предприятий, 30 совместных предприятий, 6 торговых домов, значительное количество представительств и дилеров различных белорусских предприятий. В результате за последние четыре года объем товарооборота между Казахстаном и Беларусью вырос в 6,2 раза — с 81,0 млн. долларов в 2003 году до 334,3 млн. долларов в 2006-м. 

Активно развивается у нас и межрегиональное сотрудничество. Двустороннее сотрудничество ведется и в плане реализации договоренностей по  вопросам военного и военно-технического сотрудничества. Реализуется план по развитию взаимодействия между министерствами обороны. В последнее время активизировалось сотрудничество с Минским авиаремонтным заводом, на котором проводится ремонт и модернизация казахстанских самолетов. Предпринимаются меры по дальнейшему укреплению платежных отношений между двумя государствами, привлечению в экономику Беларуси частного казахстанского капитала, в первую очередь банков и других финансово-кредитных учреждений. 

— На 2007 год приходится еще одна круглая для вашей республики дата – 10-летний юбилей принятия Стратегии «Казахстан-2030». Что вы можете сказать о ее реализации? 

— Действительно, десять лет назад, 10 октября 1997 года, в первом Послании народу Казахстана президент Н.Назарбаев официально озвучил основные направления Стратегии развития республики до 2030 года и первоочередные меры по ее реализации. Эта дата вошла в нашу новейшую историю как день провозглашения нового стратегического курса, целью которого является обеспечение национальной безопасности, стабильности общества, развитие экономики и повышение благосостояния всех казахстанцев. Следует отметить, что Стратегия «Казахстан-2030» для нас нечто большее, нежели очередной план развития. На основе этого программного документа была построена работа правительства, которое в свою очередь должно было пойти по пути принятия и реализации масштабных экономических и социальных программ. 

Что касается реализации стратегии, то сегодня наша республика по каждому из ее приоритетов успешно продвигается вперед. Экономика Казахстана входит в пятерку наиболее динамично развивающихся экономик мира на протяжении уже многих лет. Казахстан в числе первых государств — участников СНГ признан развитым государством с рыночной экономикой. В январе—июне 2007 года производство валового внутреннего продукта по сравнению с январем—июнем 2006 года увеличилось на 10 %. Темп реального роста ВВП в первом квартале этого года к соответствующему периоду 2006 года составил 110,2 %. 

— Господин посол, какое значение, помимо, разумеется, «имиджевого», имеет для вашей республики председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году? 

— Прежде всего следует отметить, что почти сразу после обретения независимости Республика Казахстан вступила в ОБСЕ. Это было продиктовано стремлением активно участвовать в общеевропейских процессах на условиях равноправия и отсутствия разделительных линий, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 года и других документах ОБСЕ. И можно констатировать, что на сегодняшний день Казахстану удалось достичь высокого уровня взаимоотношений с ОБСЕ. 

Хотелось бы особо отметить ту поддержку, которую оказывают государства СНГ в положительном решении этого вопроса. Подтверждением этому является решение о поддержке заявки Казахстана на председательствование в ОБСЕ в 2009 году, принятое лидерами стран СНГ на прошедшем Саммите глав государств Содружества в Душанбе 5 октября 2007 года. Также хотел бы подчеркнуть, что председательство в ОБСЕ для нашей страны не является самоцелью. Это логический этап в истории независимого политического и экономического развития Казахстана, который может стать мощным катализатором процесса реформ и дополнительным подтверждением правильности выбранного пути.  

Уверен, что через председательствование в ОБСЕ Казахстану удастся активнее привлечь внимание и к собственным процессам внутренней демократизации, к вопросам безопасности в регионе по противодействию трансграничным вызовам и угрозам, а также к реальным потребностям внутреннего развития стран Центральной Азии для обсуждения, совместного поиска путей решения и предотвращения серьезных региональных проблем. 

Исходя из этого, в качестве председателя Казахстан готов сфокусироваться на вопросах обеспечения стабильности и безопасности, укрепления терпимости, противодействия международному терроризму. Также наша страна намерена продолжить политику поддержания стабильности в регионе и готова софинансировать внебюджетные проекты ОБСЕ, которые имеют большое значение для наших соседей по Центральной Азии. В рамках двусторонних отношений Казахстан уже активно поддерживает как страны региона, так и Афганистан. В этой связи Казахстан также мог бы способствовать объединению усилий ОБСЕ, ШОС и СВМДА для решения актуальных проблем современности на всем евразийском пространстве. Это же может относиться и к интеграционным объединениям на пространстве СНГ. 

— Что вы можете сказать об участии вашей республики в таком международном форуме по вопросам безопасности и сотрудничества, как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)? 

— Известно, что государства Азии, имеющие очень непростые отношения друг с другом, во многом несут груз исторических проблем, обусловленных как колониальным прошлым, так и современными этноконфессиональными, экономическими и культурно-цивилизационными разногласиями. Поэтому президент Казахстана Н.Назарбаев, выступая в октябре 1992 года с трибуны ООН, впервые выдвинул инициативу созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Следует отметить, что главной целью инициативы Казахстана было создание эффективной и универсальной структуры по обеспечению безопасности в Азии, поскольку на данном континенте, в отличие от других регионов мира, подобная структура еще не была сформирована. 

Несмотря на все сложности, инициатива Казахстана по созданию всеобъемлющей и эффективной организации по безопасности в Азии за прошедшие годы воплотилась в авторитетную международную организацию, цели и задачи которой поддерживают страны с населением более 3 миллиардов человек и совокупным ВВП, составляющим 40% от мировой экономики. Членами СВМДА являются 18 государств, в числе которых Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Палестина, Республика Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция и Узбекистан. 

На наш взгляд, это стало возможным по следующим причинам. Во-первых, независимый Казахстан был новым игроком на мировой арене без негативной истории отношений с какой-либо страной. Во-вторых, страны, вовлеченные в продолжающиеся конфликты, стали все больше воспринимать СВМДА как ценную платформу для мирного диалога и переговоров. 

Хотел бы отметить, что отныне в деятельности СВМДА наступает ответственный период практических шагов, которые должны подтвердить его полезность в деле содействия миру и безопасности в нашем обширном регионе. Казахстан вместе со своими партнерами по совещанию будет активно работать в этом важном направлении. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter