Главный почтальон эстрады

Ведущий популярнейшей программы «Утренняя почта» побывал на съемках в Минске
Ведущий популярнейшей программы «Утренняя почта» побывал на съемках в Минске

Юрий Николаев — знаменитый телевизионщик. Говоря современным языком, «Утренняя почта», которую он вел, была самой рейтинговой музыкальной программой СССР. Актерская карьера выпускника ГИТИСа Юры Николаева началась головокружительно. С главных ролей в нескольких художественных фильмах. Предложение поступить на Центральное телевидение в качестве диктора было для него неожиданностью. Поначалу эта идея не соблазняла его. Но после нескольких месяцев раздумий он все–таки решился попробовать. Скоро Николаеву предложили стать постоянным ведущим цикловой музыкальной передачи по заявкам телезрителей. Благодаря его актерскому таланту у зрителей сразу возникало ощущение, что ведущий не только автор передачи, но личный друг всех популярных артистов. Трудно представить, но за время существования «Утренней почты» в эфир вышло

750 выпусков. Именно из этой программы вся страна узнавала мировые новости эстрады. Потом была не менее популярная программа «Утренняя звезда» — прообраз всех существующих сейчас передач музыкальных конкурсов. Можно сказать, через «руки» Юрия Николаева прошел едва ли не весь ныне действующий российский шоу–бизнес.

В Минске народный артист России оказался по приглашению «Столичного телевидения». Вместе с ви–джеем программы «Звездный дилижанс» Юлией Зыковой он вел один из отчетных концертов проекта. К «главному почтальону СССР» мы подошли «на мягких лапах» в тот момент, когда он расслаблялся в кресле гримера. И «раскрутили» на интервью.

— Юрий Александрович, правда ли, что ваша актерская карьера началась в Минске?

— Совершенно верно. Впервые я снялся в кино на студии «Беларусьфильм». Это время совпало с моей службой в армии. Министерство кинематографии добилось того, чтобы меня приписали к Белорусскому военному округу. И уже в Минске военные начальники не знали, что со мной делать. Стричь по уставу было нельзя. Шевелюра требовалась для съемок. Поэтому меня, нестриженного салагу, терпели целый год. В Уручье, где находилась казарма, я появлялся изредка. Меня как исполнителя главной роли поселили в гостинице «Минск». Сейчас, проезжая по городу, я попросил водителя повозить по памятным для меня местам. Здесь у меня остались друзья. Во время тех съемок я изъездил практически всю республику. Географию Беларуси знаю лучше, чем России. После службы я часто бывал у вас на гастролях. А в последние годы являюсь соведущим фестиваля «Славянский базар в Витебске». Так что Беларусь для меня значит много.

— А когда вас пригласили поучаствовать в белорусском проекте «Звездный дилижанс», о чем вы сразу подумали?

— Подумал: «Здорово! Давно не был в Минске».

— Я это к тому спросила, что в одном из ваших интервью прочла критику современного ТВ. Вы с ностальгией говорите о телевидении 25–летней давности и считаете те программы подлинным творчеством. А нынешние ругаете: мол, сплошной бездушный конвейер. Кстати, «Звездный дилижанс» по своей сути — это «Фабрика звезд» или «Народный артист»?

— Я говорил о лицензионных программах на российских телеканалах. Таким количеством купленных программ наши профессионалы с легкостью расписываются в собственной несостоятельности. А ведь в России никогда не жаловались на отсутствие творческих идей. И что касается «Звездного дилижанса», насколько мне известно, у проекта собственная, оригинальная форма.

— Кстати, «Утренняя почта» — ваш креатив?

— Нет. Сейчас трудно сказать, кто ее придумал. Это все–таки было в 1974 году... А «Утренняя звезда» от названия до декораций — мое детище. Вот вы говорите «Звездный дилижанс» — подобие «Народного артиста». А «Народный артист» — не подобие «Утренней звезды»? Я и не предполагал, что программа за 3 года превратится во всесоюзное движение. Я просто придумал телевизионную передачу, чтобы было над чем работать.

— Ваша программа зажгла не один десяток ярких имен на эстраде. А вы можете назвать артиста, которого считаете главным открытием «Утренней звезды»?

— Все ребята, прошедшие нашу школу, для меня одинаково дороги. Например, Юля Началова. Когда она попала на «Утреннюю звезду», ей было 11 лет. Влада Топалова я знаю с 6 лет. Валерия пришла к нам 20–летней.

— Получается, вы были последним музыкальным продюсером СССР. Или первым?.. В любом случае сейчас при таком статусе вы оказались бы очень богатым человеком.

— А я и не беден. Другое дело, что в свое время невозможно было защищать свои авторские права. Придуманные мною названия проектов и их оригинальные «фишки» используются до сих пор совершенно бесплатно. Если бы могли соблюдаться прогрессивные правовые нормы в сфере авторского права, я бы уже давно почивал на лаврах.

— Приходят ли к вам сейчас с просьбой «раскрутить»?

— Да. Но я этим уже не занимаюсь. Время от времени веду какие–то концерты, программы или праздники. Но своего проекта на телевидении сейчас у меня нет. Надеюсь, что он появится в следующем году. Поживем — увидим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter