Главный хранитель Государственного исторического музея Москвы Марина Чистякова рассказала о красоте и о том, зачем она нужна людям

Как мы уже сообщали, в Национальном историческом музее Республики Беларусь проходит выставка «Серебряный век ювелиров России» из собрания Государственного исторического музея города Москвы. На ней демонстрируются изумительной красоты бытовые предметы: вазы, портсигары, шкатулки, писчие приборы и драгоценное столовое серебро конца XIX – начала XX века.

Главный хранитель Государственного исторического музея Марина Чистякова специально приехала из Москвы на монтаж и открытие выставки. Кому, как не ей, знать все тайны, связанные с этими предметами?

- Скажите, Марина Викторовна, неужели вся эта красота имела какое-то утилитарное значение? Люди пользовались этими вещами, или это просто безделушки?

- Нет-нет, это вполне утилитарные вещи! Даже брелок, который тут лежит, - это одновременно гильотинка для срезания кончиков сигар. Это все определенная культура. Культура быта, когда у людей были востребованы вещи не просто необходимые для жизни, а вещи красивые, стильные, характеризующие свое время.

 

- Я понимаю, что эти вещи и тогда стоили очень дорого?

- Да, конечно! Ведь они делались под заказ в единственном экземпляре. Заказными были даже сюжеты для эмалей, над которыми работали выдающиеся художники, в том числе Виктор Васнецов. Каждая такая вещь – это совместная работа художника, архитектора и мастера, который работал непосредственно с металлом. Кроме того, эти вещи сделаны из серебра, зачастую с вкраплением драгоценных камней. Так что, помимо художественной ценности, они имеют ценность материальную.


- Как эти бытовые вещи попадали в музей? Не было ли это связано с реквизициями?

- Нет-нет, музей создавался в конце XIX века! Есть какие-то вещи, которые мы докупали. Но чаще всего вещи такого класса – это вещи вкладные, как мы их называем, когда человек собирал-собирал коллекцию, а потом передавал ее в музей. Например, была купеческая семья Щукиных. Сергей Иванович собирал живопись, его коллекция сейчас находится в Государственном музее имени Пушкина. А его брат Петр Иванович имел свой большой музей, который назывался Музей российских древностей. И всю эту коллекцию он в 1905 году завещал Историческому музею.


- Как вы думаете, сохранились ли такие вещи в домах москвичей?

- Почему бы и нет? Существуют коллекционеры, и их немало. Постепенно такие вещи где-то как-то всплывают.

- В последнее время такого рода выставки вызывают у публики обостренный интерес. Как вы думаете, с чем это связано?

- Думаю, посещать подобные выставки нужно не только для расширения кругозора, но и для повышения уровня культуры. Культуры быта, культуры повседневной жизни. Можно есть и на газете, а можно поставить на стол подстаканник, какой вы видите здесь. Конечно, подобный уровень для абсолютного большинства людей недостижим, но нужно стремиться к красивому – это нормально для человеческой натуры.

- Вы считаете, что человек, который ест с такой тарелки, - это немножко другой человек?

- Важен не тот факт, что он с нее ест, а тот факт, что у него существует такая потребность. Он получает от этого эстетическое удовольствие. Ему уже не все равно, что у него на столе, – кусок газеты или красивая тарелка.

Общение с красотой не проходит даром. Чем больше люди видят, тем больше они себя развивают. Никто не говорит, что нужно буквально копировать. Чем хорошо человеческое творчество? Тем, что оно индивидуально и разнообразно. Но когда внутри расцветает этот цветок – желание сделать жизнь более красивой, более эстетичной, - это замечательно для самого человека. Это улучшает даже его психическое здоровье.

- Назовем это новым аристократизмом?

- Не думаю. Аристократизм – это некая привилегированность, а стремление к красоте может быть у любого человека. Возьмите хотя бы крестьянское искусство. Люди не просто мастерили шкаф – они его расписывали. Они рисовали на нем львов, которых никогда не видели. Они расписывали посуду, прялки, лавки. У нас в фондах хранятся такие вещи. Стремление к красоте должно быть заложено в человеке. Это нормально, и это нужно развивать.


Фото: Национальный исторический музей

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter