Главное звено в логистике товароснабжения

Эффективное использование автотранспорта — залог успеха деятельности организаций

По образному выражению классика марксизма-ленинизма, в любом деле важно определить главное звено в цепи, ухватившись за которое можно было бы вытащить всю цепь. В системе товароснабжения организаций потребительской кооперации таким главным звеном, на мой взгляд, является транспортная отрасль. Обеспечивая доставку товаров и грузов от поставщиков в торговые предприятия, выполняя ряд других не менее важных хозяйственных работ, автомобилисты тем самым создают предпосылки для успешного решения поставленных перед кооператорами задач по обслуживанию населения. Поэтому логично, что транспорту уделяется самое пристальное внимание со стороны Правления Белкоопсоюза. Актуальные вопросы развития отрасли были рассмотрены на республиканском семинаре, организованном сектором транспорта кооперативного ведомства и ЧУП «Научно-производственный центр Белкоопсоюза».

По словам заместителя председателя Правления Белкоопсоюза Николая Занковича, необходимость в проведении столь масштабного мероприятия была продиктована прежде всего непростой ситуацией, которая сложилась в отрасли. Ожидалось, что всестороннее обсуждение на двухдневном семинаре, программа которого была очень насыщенной и разнообразной, позволило бы разрулить наиболее проблемные технические и организационные моменты. С этой точки зрения его, думается, следует рассматривать как очередную ступеньку в деле повышения эффективности транспортной составляющей в системе кооперативных координат.

В последнее время Правлением Белкоопсоюза был принят ряд важных постановлений в этом направлении. Только в нынешнем году, например, в кооперативном ведомстве дважды возвращались к вопросам транспорта. В частности, в феврале были утверждены мероприятия по развитию отрасли, а в августе она рассматривалась через призму решения задач по отработке логистики товароснабжения организаций потребительской кооперации. Облпотребсоюзам и райпо предписывалось предусмотреть дополнительные меры по сокращению транспортных издержек, повышению технико-эксплуатационных показателей работы автотранспорта, снижению простоев под погрузочно-разгрузочными операциями, оптимизации работников и подвижного состава, задействованного в доставке товаров в торговую сеть. Кроме того, состоялись выездные совещания-семинары в Ганцевичах и Витебске.

В общем, вектор развития отрасли был обозначен четко и понятно. Однако, как это нередко бывает, на практике получили, что называется, ускорение с торможением. Николай Занкович привел такие цифры: за девять месяцев транспортные расходы выросли в 1,9 раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом и составили более 300 миллиардов рублей. При этом основной удельный вес — 74,6 процента — приходится на торговлю. Наиболее высокие уровни транспортных издержек к выручке сложились в Витебском и Минском облпотребсоюзах — 1,94 и 1,89 процента соответственно.

— По-прежнему, — отметил Николай Николаевич, — высоки простои под погрузочно-разгрузочными операциями, которые в целом составляют 3,8 часа, или 45,2 процента от времени нахождения автомобиля в наряде при нормативе не выше 40 процентов.

Здесь «отличились» гродненские и витебские кооператоры, где простои достигли соответственно 47,1 и 46,4 процента. Не приходится, к сожалению, говорить и об эффективном использовании подвижного состава. Ни в одном из облпотребсоюзов, например, не был обеспечен нормативный коэффициент выпуска автомобилей на линию — 0,6. На особом контроле в транспортных предприятиях всегда были вопросы экономного расходования горюче-смазочных материалов. А поскольку, как известно, будущий год объявлен в стране Годом бережливости, эта проблема приобретает еще большую значимость. И что же, позвольте спросить, имеем в активе? На первый взгляд, результаты неплохие: за девять месяцев общее потребление автомобильного топлива снизилось на 651 тонну, или 2,8 процента. С другой стороны, затраты на приобретение этого самого топлива возросли на 54,8 миллиарда рублей, или 74,3 процента. Комментарии, как говорится, излишни.

Тем не менее, по словам Николая Занковича, основной удельный вес в себестоимости перевозок занимают расходы на заработную плату с начислениями — 42,2 процента. Они, между прочим, увеличились в 2,1 раза и составили в денежном выражении 81,2 миллиарда рублей. Казалось бы, в таком случае транспортники должны получать за свой труд достойное вознаграждение. Однако, несмотря на опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда, она по-прежнему по отрасли на 35—40 процентов ниже, чем в транспортных организациях других министерств и ведомств. За десять месяцев, в частности, составила в среднем 2440 тысяч рублей, а в отдельных райпо и того меньше.

По мнению Николая Занковича, одной из существенных проблем, влияющих на транспортные расходы, остается износ парка грузовых автомобилей, который уже превысил 57 процентов. С предельным износом свыше 13 лет эксплуатируется более 2,1 тысячи грузовиков, или 41,1 процента от всего парка. В связи же с резким ростом цен на автомобили, многие организации потребкооперации вообще не обновляют подвижной состав, что, как следствие, ведет к увеличению расходов на его содержание. В такой ситуации не совсем понятны действия оптовых торговых предприятий, которые вместо того, чтобы задействовать неэффективно эксплуатирующийся транспорт райпо, предпочитают закупать новые грузовые автомобили. Имеют также место факты, когда оптовики прибегают к транспортным услугам сторонних организаций, игнорируя при этом подвижной состав райпо и автотранспортных унитарных предприятий облпотребсоюзов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

— Поэтому, — подчеркнул Николай Занкович, — вопрос логистики движения товаров от производителя до покупателя остается актуальным, поскольку позволит не только сократить транспортные расходы в основных отраслях кооперативной деятельности, но и оптимизировать имеющийся подвижной состав в организациях потребкооперации.

Решение задачи видится в разработке оптимальных путей доставки товаров с применением современных средств вычислительной техники и соответствующих программ. Обязательное условие — жесткий контроль за работой автотранспорта на линии с использованием приборов спутниковой навигации. В любом случае иной альтернативы не просматривается. Ведь перевозки автомобильным транспортом в системе потребительской кооперации по-прежнему занимают основной удельный вес. Причем главным образом собственным транспортом, что связано в первую очередь со спецификой работы кооперативных организаций и предприятий. Это и особые требования к перевозке грузов, и территориальная разобщенность, и обслуживание населения автомагазинами в населенных пунктах, где отсутствует стационарная торговая сеть… На эти и другие моменты обратил участников семинара начальник сектора транспорта Белкоопсоюза Александр Старосветский. В настоящее время в структуру транспортной отрасли входят семь автокомбинатов облпотребсоюзов и пять автоколонн Гродненского областного потребительского общества. В основном все унитарные предприятия райпо реорганизованы в транспортные отделы, участки, филиалы и обособленные структурные подразделения. Между тем автомобильный парк за последние двенадцать лет сократился с 7000 до 5507 единиц.

На конкретных примерах Александр Иванович проиллюстрировал, какая в отрасли проводится работа по обновлению подвижного состава, переоборудованию автомобилей на использование газа в качестве моторного топлива. По его мнению, надо придать ускорение этой работе, поскольку, несмотря на принимаемые меры, в структуре автопарка наибольший удельный вес занимают бензиновые автомобили с высоким удельным расходом топлива. На данный момент их насчитывается 2399 единиц, или 44 процента. Для сравнения, автомобилей, использующих более дешевые виды топлива, всего лишь 21 процент от имеющихся в наличии. В такой ситуации проблематично рассчитывать на снижение транспортных расходов, которые в торговле и заготовках превысили нормативный уровень, и только в общественном питании удалось обеспечить заданные параметры. Понятно, что главное внимание уделяется розничной торговле как ведущей отрасли кооперативной деятельности. Александр Старосветский считает, что снижение транспортных расходов здесь происходит в первую очередь из-за того, что райпо заключают договоры на поставку продукции с производителями и оптовыми предприятиями на условиях франко-станции назначения. Причем не только на распределительные склады, но и непосредственно в магазины.

Отмечалось, что после принятия Правлением Белкоопсоюза в июле 2011 года постановления «О логистике в товародвижении» в торговой отрасли произошли существенные изменения в централизации оптовых поставок товаров. По такой схеме в настоящее время осуществляется доставка многих групп товаров, таких, например, как молочная, колбасная, плодоовощная продукция, а также бакалеи, круп, сахара, напитков и т.д. Этим же постановлением правлениям облпотребсоюзов поручалось с целью оптимизации транспортных расходов внедрить систему мониторинга автотранспорта за счет использования приборов спутниковой навигации. Приходится констатировать, что частично такая работа была проведена в Брестском, Гомельском облпотребсоюзах и Гродненском областном потребительском обществе. Причем использование систем спутниковой навигации уже дает свои положительные результаты. Так, в Светлогорском райпо такие приборы установлены на 28 автомобилях. Постоянно проводится сравнительный анализ работы автомобилей в соответствии с показаниями приборов спутниковой навигации, спидометров, расходомеров топлива, отметками в путевых листах. В результате была получена реальная, а не условная экономия. В нынешнем году, например, среднесуточный пробег сократился на 11 километров, потребление светлых нефтепродуктов — на 13 тысяч литров, или 11,3 процента.

— Следует иметь в виду, — подчеркнул Александр Старосветский, — что установка приборов без проведения системного анализа не дает значительного эффекта. Ведь в противном случае списание топлива и смазочных материалов, режим труда и отдыха водителей, учет пробега автомобилей производятся в соответствии с показаниями штатных приборов автомобиля и нормативными документами Министерства транспорта и коммуникаций.

Следующим этапом после установки приборов спутниковой навигации на пути оптимизации транспортных издержек, считает Александр Иванович, должна стать разработка и внедрение программно-аппаратного комплекса для планирования маршрутов движения и выбора необходимого автомобильного транспорта для доставки той или иной продукции.

В целом в анализируемом периоде транспортной отраслью была обеспечена рентабельная работа, что следует, на мой взгляд, расценивать как несомненный успех. Получено более 7,8 миллиарда рублей прибыли. Однако, отдавая должное достигнутым результатам, все-таки настораживает пестрота в показателях. Львиная доля прибыли — 4,4 миллиарда рублей, или 56,8 процента, — получена Брестским облпотребсоюзом при уровне рентабельности 5,2 процента. В то же время показатели у коллег в других регионах республики гораздо скромнее.

На семинаре состоялся конструктивный обмен мнениями относительно путей совершенствования работы отрасли. Общий вывод: транспортникам надо искать свое место в новой логистической схеме доставки товаров, действовать на опережение в соответствии с быстро меняющейся обстановкой в системе потребкооперации. Участники семинара посетили салон продажи грузовых автомобилей «Хундай», ознакомились со сборочным производством автомобилей ГАЗ и автофургонов различного назначения.

Фото Валерия ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter