Почему пока одни борются с коронавирусом, другие плодят фейки на медицинскую тему и мешают работать. Подробности рабочей поездки Президента в Витебск

Главное — сохранить жизни людей

Анонсированная на прошлой неделе Главой государства серия поездок по региональным больницам страны стартовала в пятницу с посещения Витебского областного роддома. Медучреждения, где помогают стать мамами, в том числе пациенткам, инфицированным коронавирусом. Впрочем, в центре внимания ­Президента была не только обстановка в регионе, но и в стране в целом. Ее Александр ­Лукашенко охарактеризовал так:

— Ситуация в мире очень напряженная, если не сказать больше. Непростая ситуация и в Беларуси. Есть такая фраза, которую мы все произносим: ситуация непростая, но под контролем.


На своем опыте

Именно Витебская область этой весной стала тем самым регионом страны, который первым на себя принял коронавирусный удар. Неспроста именно здесь накоплен собственный, а оттого и уникальный опыт лечения людей. Есть, скажем, рекомендация Всемирной организации здравоохранения: не разлучать только-только родившихся детей с мамами, зараженными COVID-19. Впрочем, в Витебском областном родильном доме, где вчера побывал Глава государства, еще в первую волну пандемии на практике усвоили: такой подход непродуктивен, малыши от инфицированных матерей заболевали. Поэтому действовать решили по-своему.

— Детей мы забираем сразу! — отрапортовала Александру Лукашенко главный врач роддома Елена Леонович.

— И сколько примерно дней находится без матери новорожденный ребенок? — поинтересовался у нее Президент.

— Пока не выздоровеет мама. Только тогда мы отдаем новорожденного. Наши мамы все понимают, нормально к этому относятся. Понимают высокую степень контагиозности данного заболевания.



В подтверждение — цифры. В областном роддоме сейчас находится 45 пациенток с ­COVID-инфекцией (всего в стране, по словам министра здравоохранения Дмитрия Пиневича, нынче выявлено 600 таких пациенток), 25 из них уже стали мамами. ПЦР-анализ у их малышей взяли на третьи сутки. Результат у всех отрицательный. Выслушав и оценив, Президент похвалил:

— Молодец, что не послушала этих «возовцев».

Услышать о состоянии дел в больнице — это одно. Глава государства не преминул увидеть все своими глазами и пообщаться с роженицами. Желал выздоровления, благодарил за деток. И по поводу COVID-19 высказался:

— Я не зря говорил, что у нас панику создали еще при первой волне и все считают, что коронавирус страшнее онкологии. А еще во всех «ящиках» кричат: «Ай-яй-яй!»

Разговаривая с молодыми мамами, Александр Лукашенко пожелал им хорошего настроения, отметив, что все остальное — за врачами и лично за ним.


Ресурсов для борьбы с COVID-19 достаточно

В принципе, для того Президент и приехал в Витебск, чтобы на месте убедиться в реальном положении дел с лечением людей. Лечением вообще и больных коронавирусом в частности. Открывая заседание областного штаба по вопросам противодействия коронавирусной инфекции, Президент сформулировал еще одну цель своего приезда:

— Мы накопили собственный опыт борьбы с этим злом. Мы научились лечить людей. Поэтому второй вопрос: чего не хватает в Витебской области для лечения людей, прежде всего с СОVID-19?

Несмотря на то что именно с Витебщины пошла по стране первая волна заболеваемости в начале этого года, ситуация в регионе абсолютно не критична. Впрочем, как и в стране в целом. Александр Лукашенко привел такие цифры:

— Сегодня в стране задействовано около 500 аппаратов искусственной вентиляции легких. А задействовать можем 2,5 тысячи. Аппаратов ИВЛ у нас предостаточно. И мы сделаем все, чтобы наши врачи не чувствовали в этом дефицита.

В первую волну пандемии хорошо зарекомендовали себя организационные штабы, которые были созданы в регионах по поручению Президента. Поэтому решено возобновить их работу. Александр Лукашенко на сей счет заметил:

— Когда у нас есть возможность мобилизовать все силы и ресурсы на решение той или иной проблемы, тогда есть и результат.

А кто может организовать в Витебской области это? Конечно, губернатор со своими подчиненными. Он сегодня отвечает за эти проблемы (лечение людей) больше, чем за какие-то другие, потому что на кону жизнь наших людей.

Позже, общаясь с журналистами и комментируя работу витебского штаба, министр здравоохранения Дмитрий Пиневич скажет:

— Ковид-инфекция — это не только инфекция, но и экономика, социальная сфера. Мы обсуждали, как работают наши школы, интернаты, учреждения культуры, как соблюдаются те или иные ограничительные меры, масочный режим, как это влияет в целом на работу региона. Сегодняшний детальнейший разговор показывает, что штаб витебского региона выполняет свою функцию.


Обнадеживающая статистика

Тем не менее кое-кому очень хочется погреть руки на непростой ситуации в стране и в мире в целом. Отсюда в разных сетевых ресурсах всплывает бесчисленное множество фейков, которые плодятся как комары на болоте. В частности, это касается статистики вокруг заболеваемости COVID-19, в том числе количества протестированных. Глава государства подчеркивает: не это главный показатель в статистике. В стране сегодня делают в три раза больше тестов, чем в период первой волны. Соответственно, и количество зараженных выявляется больше. Главный же показатель — количество ковидных пневмоний, говорит Президент:

— Вот сегодня (4 декабря. — Прим. ред.) на утро — 21,5 тысячи… И это еще не большой страх. Самое опасное — сколько находятся на ИВЛ. На сегодняшнее утро — 519. А всего аппаратов в стране 2,5 тысячи.

Позитивной тенденцией последнего времени Президент назвал преобладание числа выписанных из стационаров пациентов с COVID-19 над числом госпитализированных:

— У нас третий день подряд больше выписываем из больниц, чем туда поступает. Это говорит о том, что не будет чрезмерного заполнения больниц, койки освобождаются.

Впрочем, в стране сегодня и без того достаточно койко-мест, в том числе для ковидных больных. Правда, и здесь фейкометы не унимаются, утверждая, что выписывают, дескать, людей, которых надо было еще держать в больнице. Александр Лукашенко отреагировал так:

— Глупость несусветная! Ни один врач не выбросит человека на амбулаторное или санаторно-курортное лечение, если видит, что пациент не приобрел устойчивую динамику выздоровления.



Более того, в больницах, которые переквалифицировали под лечение ковидных, врачи даже передерживают пациентов на два-три дня для подстраховки. Да, это дополнительные затраты. Но по большому счету, такой подход вполне оправдан, когда речь идет о здоровье и жизни людей. И Президент особо акцентировал внимание на этом моменте:

— Самый главный показатель — это смертность. В Витебской области, которая у нас сегодня не лучшая, за сутки умерло два, за прошлые — ноль.  Спрос будет прежде всего за сохранность жизни. Я хочу, чтобы все услышали: главное — сохранить жизнь человеку. Все остальное второстепенно: хватит сизов не хватит, будут лекарства не будут. Без лекарств спасли человека — спасибо. С лекарствами спасли — тоже вам спасибо. Но погиб человек — за каждого ответите. Вот что самое главное — сохранить жизнь человека.

Наиважнейший вопрос

В этом плане у Главы государства сегодня нет претензий ни к министру здравоохранения, ни к губернаторам, ни к членам штаба:

— Слава тебе господи, у нас тысячами за сутки не гибнут люди, даже сотнями не гибнут. И не будут гибнуть, потому что мы все — от председателя сельского Совета, райисполкома, облисполкома до министра, Премьер-министра и Президента — занимаемся и будем заниматься этой проблемой. Давайте будем спасать людей — это мое обращение к врачам. Лечить людей нужно. Вопрос лечения и спасения людей — наиважнейший.

А вот ситуацию в области лучше, чем местные специалисты, не про­анализирует, пожалуй, никто. То, что она контролируемая, характеризует следующая цифра: из имеющихся в наличии в области 244 аппаратов задействовано только 65. Позже главный врач Витебской областной клинической инфекционной больницы Татьяна Ковалева честно признается журналистам, что на прямой вопрос Президента о том, чего же не хватает области, сразу и не смогла сформулировать ответ, ведь COVID-19 сейчас уделяется немалое внимание:

— Поступают медицинские препараты, в том числе очень дорогостоящие (один флакон стоит около тысячи долларов). У нас медикаментозно есть абсолютно все. Мы обеспечены теми препаратами, которые сегодня используются ведущими клиниками мира. Отслеживаем все новинки, и все, что только появляется, сразу у нас внедряетcя.

Рекой, подчеркнула специалист, дорогостоящие препараты, конечно, не льются. Но их вполне достаточно, чтобы врачи назначали их именно тем пациентам, которым и должны назначать. Однако при этом важно, чтобы медики обладали соответствующими профессиональными навыками.

О ситуации на периферии области — отдельный разговор

— В небольших районах и количество заболевших тоже меньше, — говорит Татьяна Ковалева. — У них полностью не занят коечный фонд, есть места. Количество заболевших и госпитализированных в районах колеблется от 40 до 70 человек. В Витебске масштабы больше. Во всех районах еще раньше была проведена программа модернизации отделений реанимации. Они снабжены аппаратами искусственной вентиляции легких. Кроме того, им оказывается консультативная помощь. Если возникают какие-то трудности, то этот вопрос решается либо путем перевода пациента, либо выездом и консультацией. Так как чаще всего работают доктора других специальностей (инфекционистов очень мало), то понятно, что им нужна теоретическая и практическая помощь.


У журналистов к участникам совещания есть и другой вопрос: а каковы дальнейшие прогнозы? Вот что ответил главный врач Витебского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Владимир Синкевич:

— Предполагаем, что в Витебской области появились элементарные предвестники, которые могут характеризовать ситуацию как обнадеживающую. В эти дни немного снизилась заболеваемость острыми респираторными инфекциями, уменьшилась структура самих заболевших, идет уменьшение удельного веса взрослых… И это в целом вселяет надежду.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Витебский областной клинический родильный дом ведет свою историю с 1937 года. В 2007—2008 годах была проведена реконструкция здания роддома с переоснащением современным высокотехнологичным оборудованием. Ежегодно здесь принимают около 2000 родов. В учреждении работает 535 человек, из них 125 врачей и 198 средних медицинских работников. Сюда обращаются жительницы не только белорусских, но и российских регионов. В роддоме созданы условия для выхаживания и реабилитации детей с перинатальной патологией, в том числе недоношенных с очень низкой массой тела. В результате выживаемость таких новорожденных составляет сто процентов.

О чем Лукашенко говорил с медиками в Витебском областном роддоме

Лукашенко на совещании по COVID-19: главное – сохранить жизнь человеку

Лукашенко: третий день подряд больше выписываем из больниц, чем туда поступает

Лукашенко высказался о фейках касательно его визита в Витебск и положения дел в больницах

Министр здравоохранения: выплата «ковидных» надбавок медикам производилась, производится и будет производиться

Главный врач Витебской областной инфекционной больницы рассказала о ситуации с COVID-19 в области

Витебский эпидемиолог: в Витебской области появились предвестники, которые могут охарактеризовать ситуацию с COVID-19 как обнадеживающую

Лукашенко прокомментировал слухи, появившиеся перед его визитом в Витебск

konon@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter