Главное — снизить административные барьеры

Проанализировать путь становления белорусского малого бизнеса, а также дать прогноз его дальнейшего развития мы попросили председателя Совета по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, министра статистики и анализа  Владимира ЗИНОВСКОГО

История развития малого предпринимательства суверенной Беларуси насчитывает уже почти 20 лет. За этот период в данном секторе экономики произошло немало преобразований. Изменилась сама законодательно-правовая основа предпринимательства, а в последнее время со стороны государства принято немало мер по поддержке частной инициативы.Проанализировать путь становления белорусского малого бизнеса, а также дать прогноз его дальнейшего развития мы попросили председателя Совета по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, министра статистики и анализа  Владимира ЗИНОВСКОГО. 

— Владимир Иванович, насколько, по-вашему, тернист путь отечественного бизнеса?

— Историю развития малого бизнеса в Беларуси можно разделить на несколько этапов. Первый — до 1995 года. Это период первоначального накопления капитала, знаний, опыта. Уровень деловой активности населения был тогда чрезвычайно высок. Во многом это объяснялось тем, что после распада СССР, свертывания сотрудничества между предприятиями в прошлом единой страны, стагнации государственного производства создание частного бизнеса стало для многих единственной формой заработка. Тогда массово учреждались малые предприятия. К примеру, на 1 января 1992 года было зарегистрировано 13 546 предприятий малого бизнеса, а уже через год – 27 282! В основном они занимались торговлей и перепродажами. К слову, именно в ту пору в обществе сформировался негативный имидж отечественного бизнеса. Частников тогда нередко величали спекулянтами, ха-пугами… Следующий этап – с 1996-го по 2005 год. В это время наблюдался постепенный переход нашего бизнеса на цивилизованный путь развития. В 1996 году  принимается Указ Президента Беларуси «О поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», определивший не только статус малых предприятий, но и меры экономической политики  в отношении данного сектора. Создается Министерство предпринимательства и инвестиций, начинается процесс создания инфраструктуры, которая сегодня включает более 50 центров поддержки предпринимательства (ЦПП) и бизнес-инкубаторов (БИ). К концу  2005 года количество занятых в секторе достигло15 процентов от занятых в экономике, а доля малого предпринимательства в общем объеме ВВП составила более 8 процентов. Уверенному, разветвленному становлению предпринимательства во многом способствовала стабильная макроэкономическая ситуация в стране. Современный этап характеризуется тем, что на уровне государства и общества активизация частной инициативы рассматривается  как один из существенных источников стабильного экономического роста. Беларусь сейчас на этапе подъема. Приоритет – инновационное развитие. Частная инициатива с ее нестандартными идеями, мобильным реагированием на происходящее как нельзя лучше вписывается в современную экономическую реальность. Неудивительно, что Программой социально-экономического развития Беларуси на 2006—2010 годы поставлена задача довести к 2010 году долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 30 процентов. 

— Наряду с этим поставлена еще одна непростая задача –  развивать предпринимательство в малых городах и сельской местности. Есть ли сегодня для этого необходимые условия? 

— Следует признать, что территориальная структура этого сектора не вполне отвечает приоритетам развития страны. К началу 2006 года более 40 процентов малых предприятий и до 80 процентов ИП были сконцентрированы в крупных населенных пунктах страны и сосредоточены в сфере оптовой и розничной торговли. К тому же основа торговли – импортный товар. Для развития производственного предпринимательства, повышения вклада частного бизнеса в наращивание  экспортного потенциала страны необходимо реализовать комплекс мер. К примеру, инвестировать в частные компании, занимающиеся инновационными проектами.  Создавать благоприятные условия для тех, кто готов развивать свое дело на периферии. Эти вопросы сейчас прорабатываются. 

— Традиционно характерная черта экономики Беларуси – ориентация на развитие перерабатывающих отраслей. Будет ли сюда привлекаться  частная инициатива? 

— Разумеется. Перерабатывающая отрасль – один из гарантов эффективной внешней торговли. Ведь эффективность экспорта во многом определяется сбалансированностью импорта, необходимого для обеспечения производства сырья, материалов, оборудования. Чтобы укрепить этот сектор, необходимо выработать гибкую таможенную политику. Что это означает? Сократить временные и финансовые затраты организаций на осуществление таможенных процедур, снизить размеры санкций за незначительные таможенные правонарушения, расширить возможности получения статуса «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности», позволяющего существенно упростить прохождение таможенных процедур, и т.д. 

Одна из актуальных проблем производственного бизнеса сегодня – сложная система налогообложения. Все это в конечном итоге приводит к увеличению себестоимости продукции, снижению  конкурентоспособности наших производителей. Основными направлениями совершенствования налоговой системы нашей страны, на мой взгляд, должны стать сокращение количества видов налогов и сборов, упрощение в результате этого процедур налогового администрирования, бухгалтерского учета и отчетности, постепенная отмена оборотных платежей, снижение общей налоговой нагрузки. 

— Предприниматели отмечают, что по- прежнему создание и функционирование бизнеса сопряжено со многими административными  препятствиями… 

— К сожалению, это пока справедливо. По данным Международной финансовой корпорации, только для открытия объекта торговли и общественного питания необходимо представить 83 документа, а сама процедура включает 48 ступеней! Не менее сложна и процедура закрытия бизнеса. Налицо чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это в результате негативно влияет на инвестиционные и экспортные возможности. Примером тому может служить слишком трудоемкая ситуация с прохождением процедур стандартизации и сертификации. Полагаю, пришло время существенно сократить барьеры на пути частной инициативы. 

— Какие еще шаги должно предпринять государство для формирования благоприятной предпринимательской среды? 

— Необходима либерализация условий создания и функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, а также усовершенствование механизмов поддержки и стимулирования деловой активности населения, снижение административных барьеров. Ведущую роль в этом должен сыграть учрежденный правительством комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года. Должен отметить, что политика нашего государства по развитию частного бизнеса имеет вполне последовательный и конструктивный характер. 

— Насколько деятельность Совета по развитию предпринимательства отвечает чаяниям частного сектора экономики? 

— Наш совет создан в 1999 году по указу Президента для обеспечения координации деятельности государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу, оценке эффективности реализуемых в этой области мер. Заседания совета проходят ежеквартально. В случае необходимости собираются внеочередные заседания. Всего их уже состоялось  43. Мы постоянно ищем и совершенствуем формы работы. Активно практикуем выездные заседания в регионах. К участию в них приглашаются представители органов государственного управления, бизнес-сообществ, руководители субъектов хозяйствования. По результатам таких встреч в адрес Президента или правительства направляются аналитические записки, содержащие исследование проблем и предложения по их решению. Совет стал активным участником различных форм диалога государства и бизнеса. Его представители входят в состав межведомственной комиссии по поддержке и развитию малого предпринимательства, рабочих групп по подготовке предложений по упрощению налоговой системы Республики Беларусь.  Огромным достижением  является и то, что с советом должны согласовываться все проекты постановлений правительства по вопросам предпринимательской деятельности. Более чем за 7 лет работы у совета сложилась четкая система взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти, механизмы сотрудничества с предпринимательскими союзами и ассоциациями, приобретен значительный опыт в вопросах выработки и продвижения инициатив, направленных на органичное интегрирование предпринимательства в экономическую структуру общества. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter