Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

Главное сегодня — экономика

— Экономика — основа всего. Она будет тогда, когда мы будем работать. У нас все есть для того, чтобы работать. Только не хватает дисциплины и ответственности… Поэтому публично всем вам, чтобы это услышали по всей стране, говорю: жаловаться на жесткость принимаемых решений — даже не ходите никуда и не жалуйтесь.

Это касается и руководителей, и специалистов, и механизаторов.

5 августа 2022 года, Александр Лукашенко во время рабочей поездки в Поставский район.

Фото  БЕЛТА

Дисциплина, ответственность… Эти слова в последние дни звучат, пожалуй, чаще других. Ничего удивительного. В нынешних реалиях работа спустя рукава чревата не просто недобором прибыли, но и большими потерями. И повторение раз от разу прописных истин о том, что надо собраться, напрячься, чтобы спастись, выстоять, а легче будет позже, лишним не будет. Хотя бы потому, что, похоже, не до каждого еще дошли эти призывы, не всеми понят их жизненно важный смысл.
 
Сужу об этом из содержания некоторых мероприятий с участием Александра Лукашенко последних дней, докладов Президенту руководства Комитета государственного контроля и Министерства внутренних дел. Речь идет о местами безалаберном отношении к технике, сохранности топлива, других материальных ценностей, чрезмерных потерях уже обмолоченного зерна. Есть и факты откровенных хищений, воровства. Возбуждаются уголовные дела, виновные привлекаются к ответственности. Невольно задаешься вопросом: какие еще нужны слова, чтобы убедить людей в серьезности момента и важности каждому действовать на своем рабочем месте с полной  самоотдачей.

Тут будет уместно сравнение с работой армейского подразделения в обороне. Боец на позиции в окопе знает, что справа и слева от него в 10 метрах по сослуживцу. У каждого своя задача, свой сектор обстрела. Каждый полностью уверен, что соседи к своей миссии относятся ответственно. Почему? Потому что дисциплина. А если все начнут обустраивать свои позиции не по боевому уставу, а как им заблагорассудится, ничего хорошего от такой обороны не жди. Посыплется мелким речным песочком.

Да, мы все сейчас в обороне. Только враг не всегда впереди заметен. Давит санкциями, информационными атаками, нечестной конкуренцией. И точно так же, как в окопе, нам необходимо чувство локтя и вести себя так, чтобы его ощущал сосед. Конечно, дисциплина — жесткая штука, но и требовательность командира в бою не мягче. Однако она спасает жизни, и это самое главное.

— Только те выйдут из кризиса окрепшими, кто будет бежать. Пойдем пешком — нас догонят и раздавят, нас затопчут.

8 августа 2022 года, Александр Лукашенко при посещении Миорского металлопрокатного завода.

Именно от такой участи уберегло государство завод в Миорах. Изначально это был многообещающий частный проект. В свое время он получил личное одобрение Президента, распоряжением которого под строительство предприятия была выделена земля. Завод должен был полноценно заработать еще в IV квартале 2020 года. Однако что-то пошло не так. Что именно, отчасти рассказал Президент во время рабочей поездки в Миоры.

Все говорит о том, что собственник предприятия слишком уж размахнулся в привлечении кредитных ресурсов на организацию производства, которое теперь оценивается в сумму порядка 400 млн евро. Это если судить по затратам. В реальности же (это оценка специалистов) проект стоит гораздо меньше. В итоге к собственнику и руководству завода появились вопросы у правоохранительных органов, а само предприятие, не успев толком заработать, оказалось на грани банкротства.

Вот он, классический пример того, что надо работать честно, не ждать, пока догонят конкуренты, а бежать, развиваться, смелее отвоевывать свое место под рыночным солнцем, не преступая закон.

Ситуация нетипичная. В Миорах появилось уникальное современное предприятие, оснащенное самым передовым оборудованием. Оно производит во многом уникальную продукцию — те сорта белой жести, которые не делает никто в СНГ. И при всем при этом завод не может нормально работать, поскольку давит наследие неразумной (или злонамеренной) финансовой политики прежнего руководства. Но это что касается экономики. Ладно, завод можно и закрыть, если того требует закон, но как быть с людьми, которые уже связали свое представление о дальнейшей жизни с новыми многообещающими рабочими местами?

Вот в этом и суть всей социальной политики госу­дарства. Кто бы ни пришел к нам работать: свой инвестор или иностранный, какой бы капитал он ни представлял, главное условие — забота о людях. Да, новые технологии — важно. Экономика, прибыли, налоги — тоже. Но если при этом обижают людей, такой бизнес никуда не годится.

Решение принято радикальное. Государство берет на себя все долги предприятия (а это только за прошлый год почти столько, сколько стоит сам завод), которое теперь тоже перейдет под государственный контроль. Не получилось у частника бежать, новому производству поможет страна. Такие примеры есть в нашей новейшей истории. И люди не в обиде. Они снова обрели уверенность в завтрашнем дне.


— Задача была доведена и Премьер-министру, и Прави-тельству одна: мы не должны сработать хуже прошлого года… Хотелось бы, чтобы по итогам этого года у нас был хороший, добрый разговор, мы пожимали друг другу руки и радовались тому, что относительно небольшая страна по мировым масштабам, среднеевропейского размера, выдержала беспрецедентное, жуткое, ничем не обоснованное давление.

9 августа 2022 года, Александр Лукашенко на заседании Совета Министров.

Серьезный разговор состоялся в Доме Пра­ви­тельства, настоящий мозговой штурм под председательством Президента. В центре внимания вопросы работы экономики в условиях внешних санкций и противодействие им. Более трех с половиной часов основательной дискуссии. Местами жесткой, но продуктивной. Премьер-министр Роман Головченко продемонстрировал глубокое знание предмета, компетентно отвечая на вопросы Главы государства даже о мельчайших деталях.

Обозначенные ориентиры имеет смысл рассматривать в увязке с требованием Президента жесткого спроса за соблюдение дисциплины и ответственности. Причем на всех уровнях: от рабочего до управленческого. Взыскательность здесь совершенно уместна по одной простой причине: нереальных задач никто не доводит. Они формулируются в точном соответствии с теми условиями, которые мы сегодня имеем.

Конечно, хотелось бы пусть небольшого, но прироста. Однако сегодня экономисты всего мира сходят с ума, пытаясь прогнозировать перспективы глобальных рынков. Ничего толкового из этого не получается. Доказательством тому то, куда «великие умы» завели своими действиями планету.

Ведь понятно, что решения о санкционном давлении на Россию, на Беларусь принимались не с бухты-барахты. Кто-то же трудился над оценками возможных последствий, рисков, угроз. И коль все-таки рубанули с плеча, значит, некие видные теоретики уверенно заявили, что будет все великолепно, санкции сработают, их авторы избавятся от лишних конкурентов, а сами будут чувствовать себя великолепно. Увы, впоследствии все перевернулось с ног на голову.

Уже в этом просматривается очень доходчивый урок. Нынче мир настолько хрупок, что неуклюжих движений не терпит. Разумеется, на Правительство можно, наверное, поднажать. Дать повышенное задание, а потом удовлетвориться его половинчатым выполнением. Но сегодня такая стратегия вряд ли уместна. Возьму на себя смелость предположить, что в нынешней ситуации все органы госуправления работают в партнерстве и с максимальным напряжением. Именно это позволяет держать экономику в тонусе при всей чудовищности внешнего давления. Удержаться и не упасть — уже будет достижением, опираясь на которое можно расти в будущем.

— В настоящий момент слабым звеном в цепочке поставок является портовая инфраструктура и ее доступность. Должен сказать, что сейчас, опять же по формуле «не было бы счастья, да несчастье помогло», выпал хороший шанс создать собственную портовую инфраструктуру. О чем мы, в общем-то, давно мечтали. Российская Федерация открыла для нас двери на всех уровнях.

11 августа 2022 года, Александр Лукашенко во время совещания по созданию портовых мощностей для экспорта белорусской продукции.

Может, прибалтийские политики и потирают довольно влажные ладошки, радуясь, что подложили свинью белорусам, но тамошний бизнес от этого точно не в восторге. А что политикам? Они как были на содержании у более увесистых западных боссов, так на нем и остаются. Рацион питания вряд ли сократили, аппетита не утратили, довольно похрюкивают, когда хозяева почесывают за ухом. Что им до бед портов, транспортных и логистических компаний, до тысяч людей, которые вмиг лишились хороших рабочих мест, их семей. Своих, замечу, людей. Хотя кто для них свои — тоже вопрос дискуссионный.

Да, прекращение транзита белорусских грузов (главным образом калийных удобрений) через прибалтийские порты для нас весьма неприятно, что тут скрывать. Это был самый удобный маршрут. Но все же необратимой катастрофой это не видится. Есть возможность найти альтернативные пути. А вот прибалтийским железным дорогам и портам белорусские грузы заменить нечем. Не ровен час, скоро единственным их доходом станет сдача в металлолом рельс, подвижного состава и сооружений на причалах.

С той стороны пытаются злорадствовать: прибалтийский путь для Беларуси — лучший вариант. Остальные дороже. А кто отрицает, что дороже? Но во-первых, прибалтийского пути по воле политиков уже нет, поэтому и сравнивать не с чем. Во-вторых, бездумная санкционная агрессия привела к росту стоимости калия на глобальных рынках, и рассчитывать на то, что эта тенденция прекратится, особых оснований нет. Таким образом, несколько увеличенное транспортное плечо и расходы на логистику с лихвой компенсируются конъюнктурой мировых рынков.

К слову, именно эта конъюнктура и становится причиной того, что в угоду ей сегодня сильные мира сего разменивают как проходные пешки Литву и Латвию. Для них это весьма выгодные жертвы. Хотя их за жертв-то никто и не считает. Не свое — не жалко.

Президент не случайно ставит задачу параллельно с проработкой вопросов строительства собственной портовой инфраструктуры уже сегодня задействовать по максимуму возможности имеющихся в России сооружений для поставок нашей продукции на мировые рынки. Буквально каждый свободный квадратный метр портовых терминалов. Политическая подоплека санкций — не более чем ширма. Главный мотив — желание устранить сильных конкурентов. Канадские производители калия поспешили заявить о намерении увеличить производство на треть в течение ближайших лет, заменив санкционную белорусскую и российскую продукцию. Именно поэтому мы не можем себе позволить прекратить поставки традиционным потребителям даже на день. Шакалы дышат в спину и, жадно облизываясь, только и ждут, чтобы ниши освободились. А прибалтийский политбомонд может и дальше тешить себя иллюзией, что несет великую миссию спасения мира. Пережуют да выплюнут со временем и этих. Впервой, что ли?

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter