Николай Метлицкий сыграл за "Забудову-Строй" во второй лиге чемпионата Беларуси по футболу в возрасте 55 лет

Главное, ребята, сердцем не стареть

В Молодечненском районе есть поселок Чисть. Маленький совсем, всего на 7,5 тысячи жителей. Очень много сосен, напрочь отсутствуют высотные дома — максимум пять этажей. Его название мало что скажет людям, непосвященным в строительную область. Остальные же знают Чисть исключительно по строительному предприятию “Забудова”, некогда довольно активному игроку на строительном рынке. Правда, сегодня все чаще стали говорить о футбольных достижениях Чисти.

С нынешнего года команда “Забудова-Строй”, названная в честь одноименного предприятия, играет во второй лиге чемпионата Беларуси. Тренирует ее молодой Денис Метлицкий. А в центре поля играет его отец — 55-летний Николай Метлицкий. В первом же матче против “Рогачев-МК” Метлицкий-старший провел на поле 45 минут и отдал голевую передачу. Фамилия у Николая Григорьевича футбольная. Но со знаменитым игроком минского “Динамо” Александром Метлицким у нашего героя родственных связей не нашлось. Хотя путаницы случались. Николай Григорьевич вспоминает: “Как-то в Минске в ресторане назвал фамилию. Меня стали угощать футбольные болельщики. Я им объяснял, что я не тот Метлицкий, но меня особо не слушали”.


Николай Метлицкий
Фото автора


У Николая Метлицкого два сына — старший Денис и младший Никита. Младший, ему 21 год, сегодня играет за ФК “Крумкачы”. Успел побывать в минском “Динамо” и БАТЭ. Прошлый сезон провел в “Сморгони”. Был у Никиты опыт просмотра в польской команде, но сегодня он пытается пробиться в основной состав “ворон”. Денис тренирует детей в Чисти, а заодно и команду “Забудовы-Строй”. Хотя нередко сам выходит на поле, если позволяет старая травма. Николай Григорьевич называет своего сына бойцом:

— Денис играл за “Молодечно”. Но в свое время порвал надколенные связки. Сделали операцию в Минске. Оперируют у нас не хуже, чем в Германии, но нет нормальной восстановительной программы. Вышел на поле и снова порвал эти же связки. Сказал, что больше испытывать судьбу не будет. А вот на мне травмы заживают быстро. Как-то играл и что-то кольнуло в бедре. Не обратил внимания. Оказалось, что какой-то надрыв. Доктор сказал, что надо делать операцию. В итоге само заросло. Сейчас все нормально, правда, небольшая впадинка на ноге осталась. Помню, подвернул голеностоп. Ничего страшного, бинтом эластичным обмотал — и в бой.

Метлицкий-старший начал заниматься футболом в далекие 1970-е. Правда, в специализированную секцию так и не попал:

— Жил в Хойникском районе. Футбол любил с детства. Играли с пацанами в основном на обычном лугу. Находили самое ровное место, ставили ворота — и вперед. Правда, в секцию не попал, все-таки я жил далеко от города, в деревне. Так всю жизнь и провел в любителях.

Николай Григорьевич гордится знакомством с Виктором Гончаренко. Это сейчас он помощник Леонида Слуцкого в московском ЦСКА, тренер, приведший БАТЭ к первому в истории участию в Лиге чемпионов. Но Метлицкий помнит его другим:

— Мы оба из Хойников. Витю Гончаренко помню еще совсем пацаном, у нас разница в возрасте 17 лет. На тренировки он всегда приезжал на велосипеде. Любил тренироваться. Батька его выгоняет с поля, а он ни в какую. Я за ним присматривал, отправлял его в РУОР. До сих пор общаемся, поздравляем друг друга с праздниками.

Особая гордость Метлицкого — футбольное поле в Чисти. Сегодня оно искусственное. Не последнее поколение, но на вид симпатичное. Николай Григорьевич может часами о нем рассказывать. К примеру, его он расчесывает два раза в неделю. Это целый ритуал, начиная от просеивания до непосредственно расчесывания. В противном случае поле давно пришлось бы менять. А так оно в идеальном состоянии. Хотя наш герой больше любит натуральный газон:

— Запах скошенной травы ничем не заменишь. Вообще, поле в Чисти всегда было идеальным. Помню, бывший тренер сборной Беларуси Сергей Боровский хотел проводить сборы у нас в поселке. Но нам пришлось отказать. Была ранняя весна, и мы только засеяли газон. Нам и деньги предлагали за аренду. Но могли запросто убить поле. А я очень трепетно к нему относился. Ездил в “Минск”, учился у местных агрономов, как правильно ухаживать. Но сейчас у нас искусственный газон. Строили бассейн, и огромные плиты перед монтажом строители укладывали на газон. Трава, естественно, погибла. А искусственный газон нам подарила федерация футбола.

Тренируется “Забудова-Строй” три раза в неделю. Команда довольно разношерстная. У всех есть основная работа. Одни — в бизнесе, другие служат в МЧС. В команде никто не получает зарплату. Зато все тренируются с тройным усердием:

— Команда у нас хорошая. Довольно молодая. А я тренируюсь наравне со всеми, никаких послаблений. Порой молодежь уже устает, а мне все мало. Недавно играли двухсторонку — два полноценных тайма. Все кричат, что надо заканчивать, а я еще пять минут добавил. Даже не знаю, откуда силы берутся. Наверное, некогда думать о возрасте, много вопросов. То форму надо найти, то транспорт, то еще что-то. С автобусом на первый матч в Рогачев помог нам местный фермер. Добраться на следующий выездной поединок поможет еще кто-то. Я больше устаю, когда заканчивается сезон. Привык сердечко нагружать, а без тренировок сложно.

Николай Метлицкий успел отслужить в Советской армии, отработать в ГАИ, был ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС:

— Служил в Подмосковье, в военной части “Ногинск-9”. Мы отвечали за космос. Я был хорошим водителем, а потому возил генерала и главного инженера части. Бывал очень часто в Кремле и Звездном городке. Правда, во двор Кремля не заезжал, обычно кимарил в машине около собора Василия Блаженного. А в Звездном городке мне рассказывали про дорожный знак, сделанный для Юрия Гагарина. На нем была надпись: “Дорога — не космос”. Это для того, чтобы Юрий Алексеевич не летал сильно на машине... Во время аварии на Чернобыльской АЭС работал в ГАИ. В Чернобыле был неоднократно. Мы стояли на постах, следили, чтобы никто не проехал в зону аварии. Но сегодня не признаюсь, что я ликвидатор аварии на ЧАЭС. Не так давно нас перестали считать ликвидаторами, а сделали пострадавшими. А я таковым себя не считаю.

Профессиональным футболистом Метлицкий так и не стал. Но у него много общего, к примеру, с Юрием Пудышевым. Чемпион СССР 1982 года в 55 лет вышел на поле в составе МТЗ-РИПО в Кубке Беларуси. Наш герой в 55 покоряет вторую лигу:

— Если честно, я ни с кем не соревнуюсь. Помню, когда был еще зеленым пацаном, у нас в Хойниках играл паренек сильно постарше. Я все над ним подшучивал, когда он уже закончит с футболом. А он мне тогда сказал такую фразу: “Наступит день, когда ты захочешь бежать, а уже не бежится. Значит, пришло время”. Я же чувствую, что мое время еще не пришло. И приближать его не хочу. Всегда говорил, что буду играть до пенсии. А тут очень кстати повысили пенсионный возраст. Так что у меня еще 8 лет в запасе...

КОМУ ПОД 40. САМЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА


БЫЛИ ВРЕМЕНА

Виктор Гирко родился 26 апреля 1948 года. Играл на позиции защитника. В возрасте 18 лет (1966 год!) попал в состав минского “Динамо”, которым на тот момент руководил Александр Севидов. Работал также с Иваном Мозером, Анатолием Егоровым, Михаилом Бозененковым и Евгением Горянским. В чемпионате СССР провел более 150 матчей. А заканчивал карьеру Виктор Ильич уже в чемпионате Беларуси, сыграв за команду высшей лиги стародорожский “Строитель” (1992 год!). Гирко тогда было 44 года. Не рановато ли повесил бутсы на гвоздь? Этот вопрос вызвал у Виктора Ильича лишь улыбку:

— Можно, как Юра Пудышев, выходить на 10—15 минут на поле и закончить с футболом в 60 лет. Легко ведь играть, когда твоя команда уже обеспечила результат. Я же играл защитника. Тяжело против молодых, когда уже не хватает ни скорости, ни силы. Другое дело играть в центре поля. Там можно действовать за счет техники и опыта. Скорость отходит на второй план. Как решил закончить? Играли, помню, в Могилеве. И один нападающий довольно легко от меня убежал. Молодой парнишка. Я, будь помоложе, никогда бы не позволил себя так обвести. Тогда первая мысль пришла в голову: “Все, Витя, пора заканчивать”. Мог бы запросто уйти в команду первой и второй лиги, но не захотел. Для чего? Быть и дальше при футболе? Так я стал тренером, остался в футболе.

А ВАМ СЛАБО?

Юрий Пудышев сегодня тренирует дублирующий состав БАТЭ. Ему не так давно стукнуло 62 года. Но он, прознав про успехи Метлицкого, вовсю готовится выйти на поле:

— Николай Метлицкий сыграл в 55 лет? Теперь мне придется готовиться еще серьезнее. Я ж и так ничего не ем. Пешком много хожу. От Немиги до Веснянки иду пешком, иногда бегу, а это где-то полтора часа. Меня ночью разбуди, я надену бутсы и пойду на поле. Планирую выйти на матч высшей лиги, но БАТЭ пока не хочет меня заявлять. Не верят в меня. Но 1 июля состоится товарищеский матч, на юбилей БАТЭ приедет, может, даже и “Милан”. Выйду и докажу тренерскому штабу, на что я способен. Я и в Лиге чемпионов отыграл бы тайм-другой. Но боюсь, что в УЕФА, когда увидят мой возраст, сойдут с ума.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter