Главное правило — быть искренним

У этого коллектива никогда не бывает полупустых залов. Выступления, будь то  агрогородок,  столичный зал или заграница,  всегда проходят с полными аншлагами. Причем более полувека!

На концертах Национального академического народного хора имени Г.И. Цитовича всегда аншлаг

У этого коллектива никогда не бывает полупустых залов. Выступления, будь то  агрогородок,  столичный зал или заграница,  всегда проходят с полными аншлагами. Причем более полувека!

— Помню нашу первую заграничную поездку, а это был 1985 год,  Китай,  — вспоминает народный артист Беларуси, художественный руководитель и главный дирижер хора Михаил Дриневский. – У них в то время было тяжелое положение в стране, беднота кругом.  Мы все это чувствовали, хотя нас и принимали хорошо. Так вот билет на наше выступление стоил треть их зарплаты. И что  вы думаете? Даже после того, как все билеты раскупали, очереди стояли километровые.

Это сейчас у коллектива по плану 6 концертов в месяц. А раньше было по 180 выступлений  в год, то есть практически через день.  К сожалению, значительно сократилось и число зарубежных поездок: иностранным продюсерам невыгодно приглашать большие коллективы, а своих средств для заграницы у хора нет. Экономят даже на гастролях по Беларуси: едут на один день, без ночевок и проживания в гостинице. 

Михаил Павлович, отметивший недавно 65-летие, считает себя счастливым человеком. 

— Творчество – это же, как тоннель, длинный, без конца,  — говорит Дриневский. – Наше фольклорное наследие неисчерпаемо. В репертуаре хора песни батрацкие, рабочие, революционные, партизанские, церковные, календарно-обрядовые. Есть даже на китайском и корейском языках. Самая главная трудность и задача – умело синтезировать белорусское слово, музыку и танец. Сейчас в моде современная эстрада, которая может так изуродовать народную песню всякими аранжировками, что она будет совершенно далека от оригинала. А ведь здесь главное – не душить природу, не изменять,  беречь наследие. Это же святое дело! К нему нужно подходить с чистыми руками и чистой совестью. 

Главным принципом, которым всегда руководствуется в работе, Михаил Дриневский считает правду. Главным критерием – высокое профессиональное искусство. Быть национальным коллективом – значит, быть искренним, считает его руководитель. А быть искренним – беречь наследие в его первозданном виде. 

Этому он научился с детства. В его родной деревне Тонеж Лельчицкого района с песней ложились и с ней вставали, пели, когда работали. Некоторые из этих песен сегодня можно услышать и в репертуаре хора. По словам Михаила Дриневского, желание петь было так велико, что в 13 лет он уже руководил тремя хорами, причем совершенно не владея нотной грамотой. Все на слух. Потом были Гомельское музыкальное училище, консерватория, руководство капеллой ДК тракторного завода, работа со знаменитым Григорием Ширмой. А  потом  сам Григорий Цитович предложил Михаилу Дриневскому сотрудничество. С 1975 года они – Дриневский и хор – неразлучны. Разница между ними — 10 лет. Михаил Павлович признается, что хор для него не просто работа – семья.  

В ближайших творческих планах коллектива – выступления в рамках программы «Майстры мастацтва працаў­нiкам сяла», концерты в агрогородках. Кроме того, участие в мероприятиях, приуроченных к празднованию 125-летия со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа. Отправится коллектив и на родину поэтов. В репертуаре Национального академического народного хора имени Г.И. Цитовича немало номеров по произведениям белорусских классиков, в ближайшее время он будет значительно расширен. Осенью, по словам  Михаила Дриневского, хор отправится в Рязань, планирует выступить на Дне города в Москве. 

Справка «Р» 

Национальный академический народный хор имени Г.И. Цитовича (на снимке)  образован 29 фев­раля 1952 года. В день рождения Геннадия Ивановича Цитовича, советского музыковеда, музыкального этнографа. В то далекое время он работал на радио в Барановичах, а в деревне Большое Подлесье Ляховичского района руководил хором. Именно его костяк и стал впоследствии знаменитым коллективом. После смерти первого бесcменного руководителя по ходатайству участников хора в 1987 году ему присвоили имя основателя. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter