Успешность учреждения образования определяют педагоги и учащиеся

Главное не статус, а человек

Еще не так давно многие родители решали для себя уравнение с несколькими неизвестными, а именно куда отправить ребенка учиться. В школу, которая, скажем, поближе к дому, или же в более престижное учреждение, выбирая между гимназией и лицеем. Ведь здесь-то и планка повыше, и ребята посерьезнее. Дальновидные родители статус учебного заведения ставили все же не на первое место — выбирали преподавателя, к которому поведут чадо. А они, как, например, влюбленный в свое дело учитель начальных классов Николай Шавловский, и в школах работают. Он, в частности, в минской СШ № 125.

Так все же школа или лицей? «Наше учреждение изначально создавалось для талантливых ребят, — говорит учитель информатики лицея БГУ Анжелика Лапо. — И они действительно завоевывают много побед в олимпиадном движении». Вторит ей и консультант управления общего среднего образования Минобразования Анжела Кудоярова. По ее словам, только за нынешний год на 9 международных предметных олимпиадах белорусы завоевали 42 медали, из которых 22 победы принадлежат лицеистам БГУ. 

Выходит, суть в статусе? Или все же и школы воспитывают таланты? Разумеется, они тоже. Если мерять успехи олимпиадами, то и школьники привозят награды с международных состязаний. Как, например, ученик СШ № 47 Минска Мирослав Макаревич, который дважды становился серебряным призером 48-й химической олимпиады и 50-й Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии. Одиннадцатиклассница СШ № 2 из Ошмян Екатерина Кунц привезла бронзу с V Европейской математической олимпиады среди девушек. Кстати, это вторая ее награда на престижном конкурсе. 

Вспоминая, скажем, успехи минувшего ЦТ-2016, видим, что лучшие показатели — у гимназистов и лицеистов. В среднем все сдававшие один из сложнейших тестов по математике перешли планку в 50 баллов. Результаты выпускников школ были ниже приблизительно на десятку. И лучшие трехсотенные результаты ЦТ у троих гимназистов — минчанина Владислава Реентовича и бобруйчанок Ирины Ивах и Анны Зыковой. Казалось бы, этим все сказано. 

Но учитель математики гимназии № 41 Минска им. В.Х. Серебряного доцент ФПМИ БГУ Борис Комраков не согласен: не в названии дело. Кстати, сама гимназия, преподавателем которой он является, до недавнего времени носила статус общеобразовательной школы. И, по его словам, сами школьники были против такого переименования. «Мы имеем, наверное, самые серьезные успехи в олимпиадном движении по математике. И это не первый год, — говорит он. — Так было раньше, когда мы назывались школой, и сейчас наши результаты не изменились». 

Выходит, дело в талантливых учителях и педагогах, а не в статусе. С этим согласен и сам Борис Комраков. Это подтверждают ситуации на местах. Там, где учитель увлечен, увлечены и дети. Да и многое, чего греха таить, зависит от руководства учебного заведения. Если горит и творит он, то и коллектив, как правило, подбирается такой же творческий, как в минской школе № 56. Немногим более чем за один учебный год ее успели полюбить и дети, и родители, которые зачастую переводят сюда своих чад из лицеев и гимназий. Дело здесь не в близости к дому, а в том, что учреждение знают. Впрочем, это и неудивительно: здесь работает ряд филиалов — музыкальной, художественной школы, различных кружков и даже спортивных секций. А не так давно открылась собственная художественная галерея. 

Не место украшает человека, а человек место — убежден педагог из Витебска Константин Корнелюк. Так важно ли, работает он в школе или лицее? Главное, что его уважают, к нему идут за советом. Кстати, по мнению Константина Корнелюка, успешность педагога определяется не только количеством подготовленных победителей конкурсов и олимпиад, но и классным руководством в проблемном классе, где много сложных ребят. А они нуждаются в терпении и времени учителя не меньше, чем юные дарования. Только внимание это другое. Но его результат, возможно, даже важнее, чем золотые медали. Ведь речь идет о судьбах сложных подростков. 

Да, статус педагога в последние десятилетия пошатнулся. Но что, собственно, включает в себя это понятие? Может быть, в первую очередь собственное восприятие важности дела, которое делаешь? «Нужно добросовестно работать, за повышение престижа профессии сражаться не на словах, — такую формулу успеха выводит Константин Корнелюк. — Будет хороший учитель — будет завтра хороший инженер, программист, доктор». Наверное, помнить это — главное.

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter