Главное — любовь и доброта

В двухлетнем возрасте малыш осознает смысл многих процессов и явлений окружающего мира. Он учится самостоятельности, в зависимости от ситуации вырабатывает определенный тип поведения, начинает разбираться в отношениях с близкими людьми. Об особенностях воспитания ребенка в таком возрасте рассказывает постоянный консультант “Народной газеты”, заведующая педиатрическим отделением 19-й минской городской детской поликлиники Ольга Геннадьевна ШЕРЕМЕТЬЕВА.

— Что делать, если малыши активны и беспокойны?
— В первую очередь четко расписывать их режим дня, сделать его интересным и полезным. Выбор занятий для малыша зависит от его характера и темперамента. Можно приучать ребенка заниматься спортом в домашних условиях, в спортивных уголках, водить его в бассейн, учить рисовать, лепить, вырезать и делать различные аппликации из бумаги. Если ребенка заинтересовало что-то новое, обязательно удовлетворить его любопытство. Но ни в коем случае не навязывать ему то, к чему он никакого интереса не испытывает. Большую роль в распорядке дня ребенка играет период сна, бодрствования и приема пищи. Лучше всего, чтобы время этих процессов было постоянным.
В двухлетнем возрасте продолжительность дневного сна малыша приблизительно два часа. Ночной сон обычно занимает десять-одиннадцать часов. За это время ребенок полностью восстанавливает силы и отдыхает. Малыш постепенно учится засыпать самостоятельно. Часто он отказывается ложиться в предписанное родителями время. Необходимо, чтобы в этом случае взрослые ладили с малышом. Его не стоит принуждать ко сну, достаточно спокойно объяснить, что все дети засыпают именно в это время. Можно пойти на небольшую хитрость, спросить малыша: “Ты хочешь пойти в кроватку сейчас или через пять минут?” Такой способ обычно на ребенка действует хорошо, а право выбора придает ему уверенность в собственных силах, вызывает уважение к родителям.
— Стоит ли потакать капризным детям?
— Каждый ребенок индивидуален. В одном случае родителям можно пойти на уступки, в другом капризы ребенка становятся серьезной проблемой в семье. В последней ситуации навстречу ребенку идти не стоит. Нужно спокойным тоном, если требуется, несколько раз объяснить малышу, что мама или папа не может выполнить его требования по определенным причинам. Позиции родителей необходима твердость, порой неотступность, не стоит играть с ребенком “в поддавки” — сегодня мне надоели твои капризы, я куплю тебе понравившуюся игрушку, зато в следующий раз ни на что не рассчитывай. Линии поведения мамы и папы должны совпадать. Взрослым желательно обсуждать проблемы взаимоотношений с ребенком, свое поведение в определенных условиях и действия ребенка. Это необходимо во избежание расхождений в подходах к его воспитанию. Если малыш знает, что за определенное поведение папа его накажет, а мама — нет, то его действия в зависимости от того, с кем он проводит время, будут меняться.
— Необходимо ли в процессе воспитания детей использовать различные виды наказания?
— В раннем возрасте ребенок четко осознает свои потребности, но пока не осмысливает понятие “нельзя”. Он еще не понимает, как его желания отражаются на других людях. Задача родителей — помочь ему соотнести собственную позицию с позицией взрослых. Не стоит повышать на детей голос. Любое насилие вызывает у них противоречия и протест. Ребенку нужно постоянно объяснять, какие из его поступков отрицательные, а какие — положительные. Он с детства должен осознавать правильность или неправильность своих действий. Если ребенок не слушается, не нужно его бить или кричать. Повлиять на малыша можно с помощью интонации. Наклонитесь к нему и, глядя в глаза, спокойно расскажите, чем вызвано вспыхнувшее недовольство.
Важно, чтобы ребенок осознавал свою вину, а не чувствовал себя просто обиженным. Родители не должны забывать, что жестокость и строгость с их стороны могут вызвать агрессию у ребенка. Плохим поведением дети часто пытаются привлечь внимание взрослых, на самом деле малышам нужны не наказание, а понимание, сочувствие, доброта.
— А если в воспитание ребенка вмешивается третья сторона, скажем, бабушка?
— Тут можно говорить о двух ситуациях. Бывает, что между родителями и бабушкой возникает непонимание, разгораются постоянные конфликты, образуется психологический барьер. Тогда бабушка может настраивать ребенка против родителей, руководствуясь собственными амбициями. От этого страдает в первую очередь малыш, который в силу возраста пока еще не может разобраться в конфликтных отношениях. Если в семье нет конфликтов, забота бабушки ребенку только на пользу.
— Сколько времени малышу следует проводить у телевизора? Какие мультики ему лучше всего смотреть?
— Окулисты рекомендуют родителям усаживать детей у телевизоров только с трех лет. Однако большинство взрослых к советам специалистов не прислушивается, начиная чуть ли не с пеленок приучать его к “ящику”. Важно контролировать расстояние, разделяющее малыша и телевизор. Лучше всего делать просмотры по пятнадцать минут, а после устраивать перерывы и переключать внимание детей на какие-нибудь игры или другие занятия.
Если говорить о мультиках, то они не должны быть агрессивными, содержать элементы жестокости.
И все же в раннем возрасте лучше большую часть времени проводить на улице.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter