«Главное, чтобы портфель никогда не закрывался»

Режиссер  Валентина  Еренькова  не  делит  профессии  на  мужские  и  женские

Режиссер  Валентина  Еренькова  не  делит  профессии  на  мужские  и  женские

У Валентины ЕРЕНЬКОВОЙ (на  снимке) скоро большой юбилей. Сколько ей? Не важно. Главное, выглядит она моложе своих лет. Да и режиссер она еще совсем молодой. У нее огромный актерский стаж: почти двадцать пять лет блистала на лучших белорусских сценах.  А в середине 90-х, побывав на стажировке в «Ленкоме» у Марка Захарова, твердо решила стать режиссером. Сегодня на ее счету три десятка спектаклей. Значительная часть репертуара Национального академического драматического театра имени М. Горького — постановки Ереньковой.

— Кинематограф знает много хороших режиссеров-женщин. Но в театральной среде представительниц слабого пола можно сосчитать по пальцам. Почему вы пошли в эту сложную профессию? 

— Я не разделяю профессии на мужские и женские. Всегда привожу пример. Когда вы идете к врачу, главное ведь, чтобы  он был хорошим специалистом, а пол  доктора неважен. Точно так же и в нашей профессии. Просто есть нюансы. У многих возникает вопрос: как я могу сочетать дом, семью и эту тяжелую профессию? Господь  дал нам ответственность за рождение детей и сохранение очага. Вот что самое сложное для женщины. А не работа.

— Но если бы ваша дочь пришла и сказала: «Хочу стать театральным режиссером!»…

— Если бы я была уверена, что у нее есть способности, то не стала бы препятствовать.

— Какими чертами характера должен обладать режиссер?

— Главное,  быть профессионалом. Во-первых, всегда, выбирая работу, надо понимать, на что ты идешь. Во-вторых, надо в ней жить. Это касается любой профессии. В режиссерской к тому же стоит помнить, что будешь работать с людьми. А это непросто. Надо иметь характер, быть последовательным в своих действиях. Хороший режиссер — человек пытливый. И всегда надо учиться, учиться… Я до сих пор учусь. Не стесняюсь брать от всех, в том числе от актеров. Развиваюсь вместе с ними. Очень благодарна молодежи: с ней непросто работать, но она заставляет думать на шаг вперед.

Характер? Не знаю. Все приходит с годами. Жизнь учит. Двадцать лет назад я была совсем другой. Это такая профессия, которой сразу не научишься.

— Именно это причина того, что признание к вам пришло лишь недавно?

— Это естественно. В профессию я пришла достаточно поздно. И с годами мне стали больше доверять. Мне поверили. Дали возможность ставить тех авторов, о которых мечтала. Я работала во многих театрах. Буквально с первой постановки у меня сложились хорошие отношения с труппой Могилевского областного драматического театра. На последней премьере был полный зал. Там люди уже ходят на Еренькову. Не хочу замыкаться только в одном театре. Мне интересно работать с разными труппами. Недавно поступило предложение из России. Когда сталкиваешься с разными коллективами, новым материалом — это тоже опыт. Так открываешь много нового. Это школа жизни. Мне в моей профессии очень повезло, хотя складывалось все непросто. Наверное, я родилась под счастливой звездой.

— А есть ли у вас кумиры, примеры для подражания?

— Пример для подражания — мои родители. И мой педагог Марк Захаров, и все режиссеры, с которыми я встречалась на своем творческом пути: Борис Луценко, Аркадий Кац… Благодарна даже тем, кто просто позволял мне присутствовать на репетициях. Неоценим вклад и «больших» актеров, с которыми работала и работаю. Я в этом плане очень жадный человек: впитываю как губка, ничего не выбрасываю, даже в «мусоре» нахожу что-то нужное.

— Не жалеете, что ушли со сцены?

— Я решила это в один день. У меня были сомнения. Было жалко расставаться со сценой. В то время я была востребована. Никогда не сидела без работы. Но  сделала выбор не в пользу актерской профессии. И сегодня об этом не жалею. Некогда. Я с головой погружена в режиссуру. Актриса Еренькова — это уже мое прошлое, прекрасное прошлое, о котором я вспоминаю с ностальгией. И только.

— Не все женщины, да и мужчины тоже, соглашаются работать бок о бок со своей второй половиной. Вы же со своим мужем (Алексей Ереньков — композитор. — Авт.) служите в одном театре…

— В этом плане мне повезло. Муж — творческий человек. Он так много понимает, всегда откликается. Мы находимся в сложной профессии. И когда у тебя в доме нет гармонии, ее не будет и в творчестве. Муж меня понимает, идет навстречу. Дома делают все, чтобы я не ощущала неудобств, особенно во время выпуска нового спектакля. В такие дни семья все берет на свои плечи. Даже мой кот Шлема понимает мое состояние.

— В юбилеи принято подводить итоги…

— В последние годы моя творческая судьба складывается очень удачно. Пришло время, и сейчас я осуществляю свою мечту: ставлю авторов, которые долгие годы не давали мне покоя, раскрываю темы, которые меня волновали. В перспективном плане стоит спектакль по пьесе Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Это настоящий подарок для меня. Давно  вынашивала такую идею. В Могилевском театре сейчас  думаем поставить пьесу одного нашего белорусского драматурга. Не буду называть его фамилию из суеверия. Я еще ни разу не ставила ни одного белорусского автора. И это моя мечта.

Ни о чем не жалею. Каждый прожитый год был хорош по-своему, существовал позитив. Что ждет меня впереди? Неизведанное. Дай бог, чтобы я с этим справилась. У меня все есть. Семья, театр, профессия.  Для режиссера важно, чтобы его портфель никогда не закрывался. Ну а за мной не заржавеет.

-----------------------------------

Прямая речь

Владимир РЫЛАТКО, первый заместитель министра культуры Республики Беларусь:

— Несмотря на некоторые препятствия, театральный процесс продолжается беспрерывно. Для этого из государственного бюджета выделяется достаточно средств. Театры и сами научились зарабатывать. Сегодня почти во всех залах аншлаги. На некоторые спектакли невозможно достать билет. Средняя посещаемость превышает девяносто процентов. Особенно белорусы любят балетные и музыкальные постановки. Всегда заполнены места на кукольных представлениях. Среди областных театров отмечу Гомельский и Брестский. В столице выделяется Белорусский государственный молодежный театр. В феврале его зал был заполнен на 104 процента: пришлось приставлять стулья.

Продолжается техническое перевооружение объектов в Минске и регионах. Обновляются не только здания, база, но и творческие коллективы. Появляется много новых фамилий. Приятно, что в репертуарах все больше произведений белорусских драматургов. К 65-летию освобождения Беларуси практически все театры готовят тематические спектакли. Многие опять же обращаются к белорусским авторам: Быкову, Алексиевич, Поповой и другим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter