Главное богатство — интеллект

Уровень грамотности белорусской молодежи (99,8 %) является одним из самых высоких в мире

Рецепт выхода из кризиса, в который  втягивается мировая экономика, по словам министра образования Александра Радькова, заключается в ставке на знания. Страны мира, в том числе Беларусь, вступили в эпоху, когда большая часть богатства общества создается вне среды материального производства. Увеличились значение и стоимость интеллектуального труда, уровень образованности населения становится определяющим условием в достижении высоких результатов социально-экономического развития стран.

Беларусь проводит политику, направленную на создание эффективной системы образования, отвечающей требованиям глобального информационно-инновационного общества и дающей возможность каждому человеку полноценно в нем участвовать. Ресурсы, направленные в Беларуси за годы независимости на развитие системы образования, в расчете на душу населения сопоставимы с затратами на эти цели наиболее развитых стран мира. В результате Беларусь опережает страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6 %), а уровень грамотности молодежи (99,8 %) является одним из самых высоких в мире. В рейтинге индекса развития человеческого потенциала по уровню развития образования Беларусь вошла в группу наиболее развитых стран мира. В отечественной системе образования работает более 450 тысяч человек. Это второе место по занятости после Министерства промышленности.

Но говоря о достижениях, министр коснулся и проблем, которые предстоит решить в 2009 году. В частности, по словам Александра Радькова, не всегда обоснованно формируется очередь в дошкольные учреждения в областных центрах. Недостаточно мест в сельской местности  (в 2008 году охват дошкольными учреждениями здесь составил 53,5 %). Решить проблемы поможет Программа развития системы дошкольного образования в Беларуси на 2009—2014 годы, на которую предполагается направить свыше 490 млрд. рублей. В рамках программы запланировано построить 73 дошкольных учреждения. Также будут приняты меры по повышению престижа и значимости труда педагогов в дошкольных учреждениях.

Медленно обновляется учебно-материальная база учреждений профессионального образования. В частности, в вузах обновления требует почти 70 % имеющегося учебно-лабораторного оборудования, обеспеченность учебно-лабораторными площадями составляет немногим более 50 % от потребности, общежитиями – 67 %. Качество подготовки специалистов не всегда соответствует требованиям заказчиков кадров, что требует создания в учреждениях образования более эффективных систем внутреннего контроля качества образования.

Говоря о достижениях вузовской науки, министр отметил: должной ее интеграции в производство пока нет. Отсутствует нормативная правовая база для организации совместных структур вузов и производственных предприятий.

Несмотря на принимаемые меры по повышению эффективности работы аспирантуры и докторантуры, наблюдается сокращение численности аспирантов и докторантов, обучающихся на контрактной основе на принципах госзаказа. Эту проблему министр назвал тревожным набатом и призвал искать способы для ее решения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter