Гламур... Брат андеграунда

Для того чтобы восхищаться «блестящей» жизнью, ее нужно не иметь. Потому что внутри этой красивой жизни много прозы

Для того чтобы восхищаться «блестящей» жизнью, ее нужно не иметь. Потому что внутри этой красивой жизни много прозы


Нормальный инстинкт литературного критика — определить в обозримом литературном процессе остров «настоящей литературы» и ревниво оберегать его от инвазий чтива. Вот только сегодня попробуй отличи чтиво от истинной литературы, если даже термин такой появился — гламурная литература


и глянцевые журналы, скрещиваясь с бытовыми романами и постмодернистскими текстами, дают такие неожиданные мутации, что Велимиру Хлебникову не снилось... Серьезные писатели тянутся в клубы, Виктор Ерофеев даже на остров–шоу «Последний герой» поплыл. Не доплыл, правда... Может, Ксении Собчак испугался?


А параллельно авторы российского масслита получают государственные ордена за свои «иронические детективы» и учат народ жизни... Что творится в «книжкином доме»? Об этом и о литературе–гламуре говорили ди–джей и журналист Татьяна СУЛИМОВА, критик Анна КИСЛИЦЫНА и я, писатель–обозреватель Людмила РУБЛЕВСКАЯ.


Л.Рублевская: Тамара Лисицкая на своем сайте поместила фотографию, которую дочке сделали в детском садике: малышка на фоне обложки журнала «Космополитен». А когда–то деток фотографировали на фоне ракет с надписью «СССР», плюшевых мишек, сердечек, цветочков...


Т.Сулимова: Просто отпадают надуманные ценности и люди приходят к тому, что им действительно интересно.


Л.Рублевская: То есть «Космополитен» — и есть настоящие ценности?


Т.Сулимова: Да, гламур — истинная ценность современного общества потребителей.


Л.Рублевская: Гомо сорбис, человек потребляющий? Но это ведь не все общество...


Т.Сулимова: Почему нет? Весь мир построен на деньгах. На том, что у кого–то их больше, у кого–то меньше, на их зарабатывании. Это не исключает присутствия высокого гуманизма.


Л.Рублевская: Потребительство и высокий гуманизм несовместимы.


А.Кислицына: Пелевин в книге «Empire V» сказал, что гламур — это идеология нашего времени. Но она скрытая, тайная. Мне кажется, все жалобы на гламур — просто обывательское лукавство тех, кто реально к нему не приобщен.


Т.Сулимова: Я отношусь к этому, как к большой мировой игре. Можно не играть... Но играть веселее.


А.Кислицына: Когда я спросила издателя, кто пишет гламурные романы, мне ответили, что чаще всего — женщины, которые живут в провинции и знают о дорогих товарах из журналов. По–настоящему гламурная женщина наймет райдера, который напишет за нее.


Т.Сулимова: Для того чтобы восхищаться «блестящей» жизнью, ее нужно не иметь. Потому что внутри этой красивой жизни много прозы.


Л.Рублевская: Мы с вами говорим о гламурной литературе, как будто в истории не было ничего подобного, как будто при дворе Людовика XIV все не читали роман «Езда на остров любви»...


Т.Сулимова: Мода до нас доходи
т с опозданием... Сегодня в мире совсем иные течения. Мир увлекается «чернухой». Нам не хватает блеска, им — грязи. И вообще, в свете мирового экономического кризиса в сезоне 2008 — 2009 у богатых в моде скромность. Миллионеры покупают себе за копейки джинсы, носки...


А.Кислицына: Показная скромность миллионеров еще хуже, чем мещанское выпячивание своих двух копеек. Как сказано в романе Пелевина, гламур и антигламур — две стороны одной медали. Один наш молодой литератор написал постмодернистский рассказ, где прообразами героинь были Люся Лущик и Катя Пытлева. И его нигде не напечатали, потому что в литературных редакциях не знали, кто такие Лущик и Пытлева.


Т.Сулимова: Это говорит о том, что в нашем обществе еще не сформировалась гламурная тусовка. В Москве все знают, кто такие Ксения Собчак, Даша Жукова, Полина Дерипаско...


А.Кислицына: «Все» — это кто?


Т.Сулимова: Активные люди. Конечно, не учитывая йогов, которые ушли в горы медитировать.


А.Кислицына: Активным деловым людям некогда ходить по клубам и сидеть за махито. А гламур — отдельно выделенная каста людей, которые зарабатывают, тусуясь.


Л.Рублевская: В таком случае настоящий писатель может по определению быть гламурным человеком?


А.Кислицына: У нас это разве что Адам Глобус, который написал цикл «Рэч» — о вещах, которые у него есть, например, часах IWC... Недавно по телевизору дочь московского олигарха хвалилась: «Вот у меня на руке кольцо, за которое я могу купить подмосковную деревню со всеми ее жителями». А у нас гламур — десять пар обуви...


Т.Сулимова: В этот момент такие же симпатичные журналистки сидят в Москве и переживают, что не знают, какие магазины находятся в Лондоне, что у них роскошь — это всего–то сто пар обуви. А в Лондоне и Париже норма — тысяча... А в Лондоне тоже сидят журналисты и сетуют, что вот в Нью–Йорке на Манхэттене — настоящий «шоколад», а мы тут прозябаем, в Европе.


Л.Рублевская: Гламур не имеет ничего общего с понятием светскости, аристократичности, утонченности Оскара Уайльда и декадентов.


Т.Сулимова: Да как раз за утонченность люди гламур и любят!


Л.Рублевская: Да где ж там утонченность? В матерщине Ксении Собчак? Клубных танцульках? Дико дорогих и бессмысленных покупках? Если искать исторические параллели — это, скорее, культура сословия купцов, «зажигающих» в «Эрмитаже», никак не аристократов. Даже российская детективщица Полина Дашкова, рассуждая о литературе гламура, говорила, что последняя скоро станет неинтересной, отомрет...


А.Кислицына: Гламурная литература — явление молодое. И будет развиваться.


Т.Сулимова: И перерастет во что–то другое. Может, новое течение родится, интеллектуальный гламур: главная героиня, покупая туфли Jimmy Choo, будет цитировать Бодлера, и нас всех накроет гламурным катарсисом.


Л.Рублевская: А я скорее с Дашковой согласна. Ну побудет это ответвление светского, женского романа, пока мода на него не закончится... А дети «Поколения Х», описанные Коуплендом, все равно сбегают от шоппоголизма в пустыню.


Т.Сулимова: Почему рядом с «тяжелым» Достоевским в шкафу не может быть «легкий наряд» — книги Кинселлы? Литература — одежда души. Хочу разную...


Л.Рублевская: Да на здоровье... Просто люди уже не понимают, чем Достоевский лучше Кинселлы, не понимают, зачем его читать. Человеку, воспитанному на гедонизме, на том, что цель его жизни — доставлять себе удовольствие, Достоевский не нужен. Ему нужен «Дьявол носит «Прада».


Т.Сулимова: Ой, а почему у нас на литературе бирка висит — «высокое, дотрагиваться нельзя»? Не нужно требовать от каждого писателя, чтобы он был гением, а от читателя — чтобы он был интеллектуалом. Простой человек пишет для простого человека.


А.Кислицына: Говорят, что современный издатель — это продавец полосатой бумаги. Гламур — это не литература, а полосатая бумага, которую потребителя заставили купить, причем очень нетактично.


Л.Рублевская: Гламурная литература играет на инстинктах. Женщина проникается идеей, что ее жизненная цель — стать привлекательным товаром для гламурного мужчины.


Т.Сулимова: Это учит что–то представлять из себя. Писать, например... А то наши женщины считают, что их нужно любить вопреки трем лишним подбородкам. Сами–то от мужчин требуют надежности (читай: денег), воспитанности, острого ума...


А.Кислицына: Я не знаю ни одной писательницы, которая бы вышла замуж потому, что стала писать. Этот способ не действует. Секс, кулинария... Но не писание книг.


Т.Сулимова: А слава? Почему так хорошо выходят замуж выпускницы «Фабрики звезд»?


А.Кислицына: Когда–то у богатых людей были в моде балерины... Теперь — «фабрикантки»... Может быть, придет время, войдут в моду журналистки. Любовь к гламуру на Западе и у нас — разная. Наши люди еще помнят времена, когда в магазине висели три платья местного производства, как покупали вещи по талонам...


Т.Сулимова: Вот только самое большое количество шоппоголиков — не у нас, а на Западе, в Америке.


Л.Рублевская: Потому что процесс покупки — хороший антидепрессант. Мне наш гламур напоминает кадры из фильма «Влюблен по собственному желанию». Главная героиня пытается купить себе что–то модное, смотрит на унылые ряды советского пошива, а «фарцовщица» предлагает ей шикарную кофточку цвета «вырви глаз». Героиня покупает... и приносит домой гнилые тряпки. Гламурная литература предназначена не для богатых, а для бедных. И пишется часто белорусскими литературными «неграми», к тому же — мужчинами.


Т.Сулимова: Отвергать гламур, мне кажется, дело неблагодарное.


Л.Рублевская: Никто не отвергает. Просто нужно обозначить место явления как части массовой культуры. Чтобы оно не «забивало» другое.


А.Кислицына: А оно «забивает». Никто не хочет вкладывать деньги в интеллектуалов.


Т.Сулимова: Что ж, даже в аквариуме одни рыбки поедают других.


Л.Рублевская: Вот и появилась блестящая хищная рыбка «гламур»...


Т.Сулимова: Сильная и красивая рыбка Ксения Собчак получает по 15 тысяч долларов за проведение корпоративной вечеринки. Она еще долго будет востребована, потому что красоты–то ей как раз не дано, а вот умение себя подать...


А.Кислицына: Она востребована, пока молода. А что касается популярности, то в моем детстве была тетя Валя, которая вела передачи «Спокойной ночи, малыши» и «От всей души». Ее не просто знали, это было всеобщее обожание. И как она закончила?


Т.Сулимова: Умерла больная, бедная и никому не нужная, я знаю. Но это типичная судьба советского человека, который полагался на государство, на то, что о нем кто–то позаботится. Валентина Леонтьева могла бы «вписаться» и в сегодняшние сериалы и ток–шоу. Но, как многие из ее поколения, сложила руки и больше себя не продавала.


А.Кислицына: Однажды в радиоинтервью я пошутила, что пишу гламурный роман «Колготки». И меня три года этим «доставали»... Меня удивило, что кому–то так хочется, чтобы подобная книга появилась.


Л.Рублевская: Я помню, ты еще предложила пришпиливать к обложке колготки местного производства. А мы скоро в клубе «Литературное предместье» опять будем вручать антигламурную литературную премию «Блакiтны Свiн»... Мне ближе андеграунд. Параллельный гламуру мир, где проводятся поэтические вечера и перформансы... Там страшно интересно, но никто об этом не знает.


Т.Сулимова: Просто там меньше крутится денег.


Л.Рублевская: Там вообще нет денег.


Т.Сулимова: Андеграунд был всегда. Но у людей андеграунда гордыня круче, чем у людей из гламура. Все непризнанные гении.


А.Кислицына: Исследователи считают, что гламур, мейнстрим набирает «новобранцев» в маргинальных сферах.


Л.Рублевская: Действительно, персоны андеграунда как–то легко переходят в клубную культуру, используя наработанный имидж свободного художника.


Т.Сулимова: То есть явления эти родственные. «J:Морс» и Пугач тоже начинали как андеграунд. Сегодня выступают на «корпоративах»...


А.Кислицына: Послушайте, литературе — несколько тысяч лет. За это время были Лукреция Борджиа и мадам Помпадур со своими вечеринками. Один из римских императоров въехал в Рим на колеснице, запряженной шестью львами. Но литература это не отражала. Это отражали историки. То есть в самой литературе есть механизм, который отсевает блестящее от существенного, временное от вечного.


Т.Сулимова: Я и говорю, что каждому свое: Собчак — сегодня, Лукреций — всегда. И никому не обидно.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter