Женское фигурное катание точно станет еще сложнее. Но будет ли оно артистичнее прежнего?

Гладиаторы в новом формате

Ну чего тут, кажется, удивляться. Лет пятьдесят назад какой–нибудь «Москвич–412», да еще в ИЭ — экспортном исполнении — казался нам классной машиной. А о черной «Волге» с олененком на капоте можно было только мечтать. Но не всем, ибо это авто приобретавший мог оказаться на заметке у бдительной общественности: откуда деньги и, главное, как достал?

По правилам Международного союза конькобежцев 13-летней Саше Трусовой не разрешается стартовать на взрослых официальных чемпионатах.
РИА НОВОСТИ

То же самое в фигурном катании. Полвека назад и двойные прыжки давались не всем ведущим спортсменкам. Однако постепенно смелый и трудолюбивый фигурный девичий народ освоил, не без греха, и тройные. Самые решительные тренеры — оптимисты, отвечая на вопросы репортеров, высказывали предположения, пусть робкие: может, даже мы с вами еще доживем. Ведь прыгают же квады, так называют четверной, мужчины. Да и японка Мики Андо еще в 2002–м исполнила нечто, всего лишь нечто, подобное. Так что, надейся и жди.

Но ждать — это не для нашего XXI века. Мы дождались неожиданно быстро. И имеем право гордо ударить себя в грудь: это сделали наши с вами маленькие девчонки. Честно говоря, я был почти уверен, что первые четверные покажут петербурженки из школы тренера–профессора Алексея Мишина. У него в залах столько умнейшего оборудования для обучения именно четверным прыжкам, которые первым у нас не только освоил, но и поставил на поток его любимый ученик Евгений Плющенко. За что в олимпийском канадском Ванкувере получил столько ругани, обвинений в ненужном усложнении фигурного катания и, непонятно почему, в отсутствии артистизма. Кажется, тут было не до четверных.

Однако вспомните о «Москвиче». Кто бы сейчас на нем ездил? А кто бы ходил на фигурное катание и платил Международному cоюзу конькобежцев огромные деньги за телепоказы битв фигуристов, если бы этот действительно довольно консервативный вид спорта топтался на месте?

Да и человеческая тяга к прогрессу вечна и одолевает на пути все преграды. Был уверен, что первой у женщин начнет осваивать четверной экс–чемпионка мира Лиза Туктамышева, тренирующаяся у Алексея Николаевича Мишина. У нее что–то выходило. Но с Елизаветой произошло то, чего не избежать ни единой девочке, волею природы превращающейся в девушку. Чуть подросла, погрузнела, потяжелела. И о четверном пришлось, надеюсь на время, забыть.

На чемпионате мира в Милане олимпийская чемпионка Алина Загитова заняла всего лишь 5-е место и расплакалась в объятиях своего тренера.
РЕЙТЕР

Мне очень нравилась Леночка Радионова. Интеллигентная, милая, с так хорошо поставленной речью, что хоть завтра в комментаторы. Она побеждала, пленяла изяществом. Но чуть подросла и перестала быть прежней. Кстати, в свои 19 уже вела первые репортажи по ТВ с мартовского чемпионата мира в Милане. Так что, уже комментатор? Не думаю, будто карьера спортсменки закончена. А вот сможет ли Елена прекрасная на равных соперничать с совсем девчонками?

Потому что именно они, фигуристки высшего класса тринадцати — семнадцати годков, будут теперь королевами льда. Даже великая оптимистка Женя Медведева не выдержала бремени двухлетнего лидерства. Выиграв два чемпионата мира подряд и все остальное, она тащила на себе словно на прицепе остальных. Но те, маленькие, совсем иногда крошечные, и не думали сдаваться. Нет, не отсиживались за спиной бесстрашной девятиклассницы Жени. Наоборот, впитывали все лучшее и разучивали, упорно разучивали сложнейшие прыжки.

Лучше всего это получилось у 15–летней Алины Загитовой. Они и тренировались вместе с Медведевой в группе Этери Георгиевны Тутберидзе. Не то чтобы соперничество, но и не то, чтобы нет. Погоня, игра в догонялки, желание впервые утвердиться в роли лидера, а с другой стороны — стремление удержать первую позицию. Только Алина не знала того, что уже проходила Женя. Счастья громких побед. И еще более важного — Бремени, с заглавной буквы, лидерства, когда от тебя ждут только первого места. А другое большинство тобой восхищавшихся сочтут поражением.

И тут Женя устала. Стрессовый перелом — это когда ты очень измучена. Загитова победила ее, отходящую после травмы, но все равно оставшуюся тягачом и первым номером на Европе. На Олимпийских играх Евгения чуть дрогнула. Она–то знала, что последует за фанфарами. А Загитова — нет. Но когда поняла, ощутила на собственных хрупких плечах, то не добралась до пьедестала мирового первенства в Милане, трижды завалив любимые и раньше безупречно дававшиеся прыжки в произвольной. Да и травмированной Медведевой, раньше принимавшей удары на себя, рядом не было.

К чему пишу об этом? Да к тому, что в прошлом сезоне Анна Щербакова, еще одна юная воспитанница супертренера Тутберидзе, исполнила четверной. А в этом году на юниорском первенстве мира в Софии другая ее ученица Александра Трусова тринадцати лет от роду впервые сделала на официальном турнире два четверных. И только юный возраст не позволяет ей соперничать с девчонками чуть–чуть постарше.

Когда в этот вторник на пресс–конференции у Саши спросили, не боится ли она упасть на четверном, девочка ответила односложно: «Я ничего не боюсь. И падать не боюсь. И скоро буду отдыхать на море». Это потому, что Александра Трусова еще не испытала Бремени, навалившегося на Медведеву и впервые обнаруженного в Милане Загитовой.

Все еще впереди. А что конкретно? Прогноз: четверные у женщин превратятся в необходимый элемент победы. Женское фигурное катание еще больше помолодеет. Если травмы пощадят Сашу Трусову, она через два года сможет выиграть чемпионат мира. А об Олимпиаде–2022 в Пекине помолчим. К тому времени на арене появятся новые девочки–гладиаторы.

Хотя, может быть, мы увидим их во всей красе уже и на чемпионате Европы в Минске в январе 2019 года. Право принять важнейший турнир столица Беларуси выиграла у австрийского Граца, Киева, Таллина и хорватского Загреба.

Николай Долгополов

dolgop1949@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter