на Полесье свято хранят сведения еще об одной странице защиты Родины — событиях, развернувшихся в Мозырском укрепрайоне, на какое-то время преградивших путь гитлеровцев на Москву

Гитлер чуть не подавился «припятской проблемой»

На Полесье свято хранят сведения еще об одной странице защиты Родины — событиях, развернувшихся в Мозырском укрепрайоне, на какое-то время преградивших путь гитлеровцев на Москву
ГЕРОИЧЕСКАЯ оборона Брестской крепости, кровопролитная битва на Буйничском поле, воспетая Константином Симоновым... Эти два эпизода начала Великой Отечественной известны у нас, пожалуй, всем и каждому. Однако на Полесье свято хранят сведения еще об одной странице защиты Родины — событиях, развернувшихся в Мозырском укрепрайоне, на какое-то время преградивших путь гитлеровцев на Москву. По крайней мере, так утверждают научные сотрудники Калинковичского государственного краеведческого музея, которые в этом году показали школьникам те самые доты...


У памятника неизвестномусолдатув агрогородке Птичь Петриковского района участники
экспедиции из Калинковичей


БЕТОННЫЕ свидетели того трагического лета 41-го безмолвно стоят близ агрогородка Птичь Петриковского района. Сюда и отправились 40 калинковичских школьников в познавательную экспедицию, рассказывает один из координаторов проекта, научный сотрудник Калинковичского государственного краеведческого музея Сергей Малащенко:

— На День Победы ходили с ребятами к партизанским землянкам, что недалеко от Калинковичей. На детей это произвело впечатление. Решили продолжить в Мозырском укрепрайоне. На поезде добрались до станции, затем прошли три с чем-то километра и оказались у линии дотов. Ребята смогли пройтись по подземным ходам, а после ознакомились с историей этого укрепрайона. После обеденной паузы у костра мы оттачивали навыки маскировки в лесных условиях, изучали технические характеристики и возможности портативной радиостанции. Здесь ребята узнали о том, что же происходило у этих дотов, на этих полях и перелесках 75 лет назад.

...На седьмой день боев после начала Великой Отечественной войны был захвачен Минск. Под натиском фашистов пали многие города, а Калинковичи с важным стратегическим объектом — железнодорожным узлом — еще оставались свободными от гитлеровцев. Одним из сдерживающих факторов на пути к городу были фортификационные сооружения Мозырского укрепрайона (МоУР). Об их особенностях фактически с закрытыми глазами может рассказать научный сотрудник Калинковичского государственного краеведческого музея Ирина Талецкая-Ковальчук:

— Укрепрайон представляли собой 256 пулеметных бетонированных дотов (долговременных огневых точек), блиндажей, артиллерийских капониров и полукапониров, два командных бункера. Здесь могли разместиться 2 пулеметных батальона. Уникальность района в том, что в его состав входили уникальные подземные сооружения, огневые группы, подземные крепости типа «мина», которым аналогов на территории Беларуси нет. Кстати, в нашей республике таких фортификаций было еще три — Полоцкий, Минский, Слуцкий УРы. Задача их — защитить стратегически важные направления. 

Мозырский укрепрайон был возведен еще в 1931—1932 годах в связке с Карельским, Полоцким и Киевским и  входил в состав укреплений, получивших общее название «Линия Сталина». Протяженность МоУРа по фронту — 128 километров. Граница его пролегала так: северный сектор — от Копаткевичей до Припяти по реке Птичь, южный — от Припяти до Лельчиц по реке Уборть, объясняет краевед из агрогородка Птичь Павел Смирнов:

— МоУР располагался на возвышенностях труднопроходимых лесисто-болотистых участков, имея перед собой заболоченные поймы рек. Это тоже было уникально, ведь позже Полесье для Гитлера было как бельмо на глазу, поскольку сдерживало поход на Гомель. Он называл укрепрайон «припятской проблемой». С 26 июля 1941-го здесь  вела успешные бои легендарная 75-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Недвигина. Пинский отряд боевых кораблей Днепровской военной флотилии был подчинен укрепрайону, успешно действовал 6-й дивизион бронепоездов с дислокацией на Калинковичском железнодорожном узле и сводные подразделения отступающих частей РККА, истребительные отряды. Общее руководство укрепрайоном было у командования 3-й армии, штаб которой находился в Калинковичах. Ожесточенные бои в полосе МоУРа продолжались  до 22—26 августа.

Известно, какую выволочку устроил начальник штаба войск Германии Гальдер руководству 35-го армейского корпуса за неспособность форсировать реку Птичь и преодолеть сопротивление МоУР.

Уже 19 августа был оккупирован Смоленск, открывалась дорога на Москву. Но Гитлер, опасаясь удара в тыл, хотел разрешить «припятскую проблему» — и повернул войска на юг, в сторону Киева, теряя на этот маневр теплые месяцы...

Тем временем ставка Верховного главнокомандования приказала отвести все войска из мозырского укрепрайона за Днепр, эвакуировав вооружение, уничтожив сооружения. Вся территория УРа была занята немцами лишь 26 августа. 75-я стрелковая дивизия и пулеметный батальон прикрывали отход частей Красной Армии за реки Птичь, Ипа, Припять и Днепр. Согласно данным карт и документальных материалов, встречаются упоминания об этих военных подразделениях в кровавом киевском «котле»...

uskova@sb.by

Автор благодарит за помощь в подготовке материала научного сотрудника Калинковичского государственного краеведческого музея Ирину Талецкую-Ковальчук.

Фото из архива Калинковичского государственного краеведческого музея
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter